Получи документы

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Удивительный мир экспериментов»

Наталья Игумнова
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Удивительный мир экспериментов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по познавательному развитию

«Удивительный мир экспериментов»

для воспитанников 5-6 лет

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад присмотра и оздоровления № 203» города Саратова

на 2020 – 2021 учебный год

Составители:

Игумнова Н. А.

Срок реализации программы: 9 мес.

Принята на совещании при заведующем

Протокол №

от «»сентября 2020 г.

Саратов 2020г.

Содержание

I. Аннотация программы…3

II. Пояснительная записка 3

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию „Удивительный мир экспериментов“» размещена в разделах

III. Содержание программы 6

IV. Методическое обеспечение 11

V. Список литературы …. 12

Аннотация программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.

Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» включает в себя следующие разделы: эксперименты с водой, песком, глиной, с увеличительными приборами, пластмассой, металлом, резиной; опыты со льдом, мыльными пузырями.

Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» взяты с учетом возрастных особенностей.

В результате освоения данной программы дети:

- опытным путем выявляют и доказывают свойства предметов;

- узнают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);

- учатся делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующие развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» относится к познавательному развитию (познавательно – исследовательской деятельности) для детей 5-6 лет. Программа дополнительного образования /кружковой деятельности/ направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.

При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» учитывались следующие нормативные документы:

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468)

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 г. № 41 г. Москва от «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2015 г. № 38824)

• Устав МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова.

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, методические рекомендации под редакцией Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что в основе лежит метод обучения воспитанников - экспериментирование, который дает им реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти воспитанника, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает воспитанникам возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом воспитанник выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников поисково- познавательной деятельности, систематизировать и расширить имеющиеся у воспитанников представления об окружающей действительности, через эксперимент.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования у воспитанников способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у воспитанников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

3. Обучать воспитанников проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

4. Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

5. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира;

6. Поддерживать у воспитанников инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

7. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

Срок реализации данной программы – 9 месяцев.

Планируемые результаты по освоению детьми содержания рабочей программы.

•дети умеют выявлять свойства предметов и опытным путем доказывать их;

• знают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);

• умеют делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладели разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.

Форма подведения итогов: создание альбома «Удивительный мир экспериментов».

Содержание программы

Учебный план

п/п Раздел, тема Теория Практика

1 Эксперименты с водой 1 6

2 Эксперименты с песком - 4

3 Эксперименты с глиной - 3

4 Эксперименты с увеличительными приборами - 5

5 Эксперименты со льдом - 4

6 Эксперименты с магнитом - 2

7 Эксперименты со стеклом - 3

8 Эксперименты с пластмассой - 1

9 Эксперименты с воздухом - 1

10 Эксперименты с резиной - 1

11 Эксперименты с металлом - 1

Итого: 1 31

Учебно – тематический план

№ Тема Цель Содержание Кол-во

часов

теория практика

1 " Вода принимает форму" Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита Теория:Правилабезопасности при проведении экспериментов.

Практика: Опыты с водой. 5 15

2 " Где вода?" выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Практика: Опыты с водой, песком и глиной. - 20

3 "Что растворяется в воде" показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Практика: Опыты с водой и различными веществами. - 20

4 "Какие предметы могут плавать?" дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Практика: Опыты с водой и пластмассовыми, деревянными, резиновыми, металлическими предметами. - 20

5 "Кто живет в воде" найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде. Практика:Опыты с водой. - 20

6 «Свойства мокрого песка» познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Практика:Опыты с водой и песком. - 20

7 "Поможем Незнайке вылепить посуду" расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду Практика: Опыты с песком и глиной. - 20

8 "Школа почемучек" закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп. Практика:Опыты с песком и увеличительными приборами. - 20

9 "Можно ли менять форму камня и глины" Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части. Практика:Опыты с глиной и камнем. - 20

10 "Волшебное сито" познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Практика:Опыты с ситом – отделение мелких веществ от крупных. - 20

11 "Почему все звучит?" подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Практика:Опыты с музыкальными инструментами. - 20

12 "Делаем мыльные пузыри" познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Практика:Опыты с водой и жидким, твердым мылом. - 20

13 "Изготовле-ние цветных льдинок" познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Практика: Опыты с водой, превращение в лед. - 20

14 "Почему растаяла снегурочка?" Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Практика:Опыты с водой. - 20

15 "Свойства песка, льда и воды" выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. Практика:Опыты с песком, водой и льдом. - 20

16 "Тающий лед" определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться. Практика: Опыты со льдом и горячей, холодной водой. - 20

17 "Ловись, рыбка и мала и велика" выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Практика:Опыты с магнитом и водой. - 20

18 "Фокусы с магнитами" выделить предметы, взаимодействующие с магнитами Практика:Опыты с магнитом. - 20

19 "В мире стекла" помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Практика: Опыты со стеклом. - 20

20 " Увеличи-

тельное стекло" познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой. Практика:Опыты с лупой. - 20

21 "Знакомство с микроско-

пом" закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом. Практика:Опыты с микроскопом. - 20

22 "Знакомство с биноклем" закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой. Практика: Опыты с биноклем. - 20

23 "Что такое телескоп?" все увеличительные приборы, познакомить с телескопом. Практика: Опыты с увеличительными приборами. - 20

24 "Что отражается в зеркале" познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать. Практика:Опыты с зеркалом и предметами. - 20

25 "Солнечные зайчики" понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков. Практика:Опыты с зеркалом. - 20

26 "Свет повсюду" показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Практика:Опыты со светом. - 20

27 "Посадка лука" расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. Практика: Опыты и эксперименты с растениями. - 20

28 "Воздух повсюду" обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Практика:Опыты обнаружения воздуха. - 20

29 "В мире пластмассы" Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность Практика: Опыты с пластмассой. - 20

30 "Узнай все о себе, воздушный шарик" Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования. Практика:Опыты с резиной. - 20

31 "Металл, его качества и свойства" узнавать предметы из

металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Практика: Опыты с металлом. - 20

Методическое обеспечение

Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания.

Познавательно-исследовательская технология, НОД, проблемная ситуация, наблюдения, опыты и эксперименты.

Ресурсное обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы: микроскоп, лупа, песочные часы, компас, магнит, бинокль, пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, воронка, вата, марля, краски.

Информационно-методические и дидактические материалы:

Учебно-методические материалы для обучающихся

п/п Наименование Форма

1 Памятка «Правила поведения при экспериментах» Плакат

Информационно- методические материалы для родителей

п/п Наименование Форма

1 Методическая разработка «Экспериментируем дома»

2 Совет для родителей «Как в домашних условиях экспериментировать» Буклет

Информационное обеспечение программы:

Литература для педагога:

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

• О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

• А. И. Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

• Конспекты

Литература для родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.

2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

Интернет – ресурсы

1. Эксперименты для детей 5-7 лет – Школа Семи Гномов. www.shkola7gnomov.ru

2. Интересные химические опыты для детей в домашних условиях. (www.mchildren.ru)

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Удивительный мир экспериментов»
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 00:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД