Елена Крутенева
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Юные артисты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юные артисты»
по театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель 1-й категории Крутенева Е. В.
.
Публикация «Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности „Юные артисты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Цель: Развитие коммуникативно - творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы :
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
• Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
• -Театрализованные представления;
• -Досуги;
• -Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 4-5 лет.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 20 минут).
Занятия проводятся с октября по май. Всего 31 занятий.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми :
• Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
• Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
• Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
1 Сентябрь Анкетирование «Нужен ли кружок по театрализованной деятельности в ДОУ для детей?» воспитатель родители, Формирование и подкрепление у родителей установки на
Сотрудничество.
2 Октябрь Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» воспитатель Повысить педагогическую грамотность родителей по
вопросам театральной деятельности
3 Ноябрь Консультация
«Организация театрально- игровой деятельности в
домашних условиях» с использованием презентации родители, воспитатель Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении
развивающей среды, в создании
условий для творческого развития
ребенка
4 Декабрь Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов. Показ театрализованного представления, пальчиковый театр. дети, родители, воспитатели Развивать интерес родителей к
театральной деятельности своих детей,
создать хорошее настроение, привлечь
родителей к совместному
творчеству.
5 Январь Консультация «Чем занять ребёнка дома». воспитатель Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга.
6 Февраль Фото-стенд «Театральная семья», оформление папки - передвижки «Сказка в жизни ребёнка». воспитатель Способствовать освоению активной родительской позиции в деятельности
детского сада.
7 Март Папка–раскладушка
«Театрализованная деятельность дошкольников» воспитатель Повысить педагогическую грамотность родителей по
вопросам организации детского
досуга
8 Апрель Выставка атрибутов для
выступлений, детских костюмов сделанных руками родителей. родители, воспитатели Вызвать интерес у родителей к ДОУ. Привлечение родителей к
подготовке атрибутов для
выступлений, детских костюмов.
9 Май Анкетирование, показ сказки родителям дети, родители,
воспитатели Подведение итогов работы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности :
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры ;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке, в театральном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
Возрастные особенности организации театрализованной деятельности
Старший дошкольный возраст
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т. п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 - 6 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
.
Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Подготовительная группа
Сентябрь
1. Тема: Знакомство с понятием театр : кукольный театр «Колобок», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Тема: Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
3. Тема: Что нужно уметь актёру.
Цель: Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.
4. Тема: В гостях у сказки. В. Бианки Колобок - колючий бок.
Цель: Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
Октябрь
1. Тема: Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
2. Подготовка к инсценировке сказки «Колобок».
Цель: Дать представление об образах диких животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать нужную интонацию голоса.
3. Подготовка к инсценировке сказки «Колобок».
Цель: Распределение ролей, заучивание текста, подбор костюмов.
4. Тема: Просмотр кукольного театра «Колобок» (вместе с родителями).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
Ноябрь
1. Тема: Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Тема: Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3. Тема: Мы друзья. Чтение сказки «Кот и петух».
Цель: Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; подготовка к показу сказки.
4. Тема: Показ сказки «Кот и петух» детям средней группы А.
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству.
Декабрь
1. Тема: Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развитие интереса к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2. Тема: Мимика, пантомима, жесты.
Цель: побуждение детей экспериментировать со своей внешностью; развитие умения переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
3. Тема: Пальчиковый театр.
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей в процессе пальчикового театра.
4. Тема: Показ сказки «Теремок» с помощью пальчикового театра.
Цель: Цель: Приобщать детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.
Январь
1. Тема: Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
2. Тема: Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Февраль
1. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
2. Тема: Лесные жители.
Цель: Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
3. Подготовка к показу сказки «Три медведя».
4. Тема: Инсценировка сказки «Три медведя».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.
Март
1. Теоретическое Тема. Чтение сказки «Три поросёнка».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
2. Подготовка к показу сказки «Три поросёнка».
Цель: Развивать интерес к театральной деятельности. Воспитывать в детях добрые отношения к своим близким, желание помочь им. Прививать гуманные чувства по отношению к своему дому, к труду.
3. Подготовка к показу сказки «Три поросёнка».
Цель: Цель: Развивать интерес к театральной деятельности. Воспитывать в детях добрые отношения к своим близким, желание помочь им. Прививать гуманные чувства по отношению к своему дому, к труду.
4. Инсценирование сказки «Три поросёнка».
Апрель
1. Тема: Весенний дождь.
Цель: Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.
2. Тема: Прогуляемся в лесок.
Цель: Развивать воображение детей, учить высказываться.
3. Тема: Соберёмся под грибком.
Цель: изучение характеров героев, подготовка к драматизации сказки В. Сутеева «Под грибом».
4. Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Цель: Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.
Май
1. Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
3. Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4. Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Список используемой литературы
1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
11. Л. М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
13. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
Список литературы
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2 – 7 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Филиппова Л. В., Филлипов Ю. В., Кольцова И. Н., Фирсова А. М. Сказка как источник творчества детей : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю. А. Лебедев. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.