Ольга Костыркина
Рабочая программа кружка по экспериментированию
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка
«Юный исследователь»
Автор-составитель: Костыркина О. П.
2020 – 2021 учебный год.
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И. Э. Куликовской и Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течении двух лет.
Публикация «Рабочая программа кружка по экспериментированию» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Рабочая образовательная программа разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :
1. ФГОС ДО
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Конституция ст. 43. 72
4. Конвенция о правах ребенка
5. СанПин 2.4.1.3049-13
6. Устав ДОУ
Цель программы : формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В старшей и подготовительной к
школе группах.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25
минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 5- 10 человек (подгруппа)
Место проведения:
- кабинет экспериментирования;
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы :
- опыты и эксперименты;
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации Программы
Старшая группа:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа:
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения учебный год
Месяц Неделя Тема Программное содержание
Сентябрь 1 «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.
2 «Наши помощники - органы чувств» Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).
3 «Необычные кораблики» Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.
4 «Волшебная вода» Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы, текучесть и прозрачность воды
Октябрь 1 «Вода – растворитель» Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.
2 «Воздух» Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах.
3 «Звук» Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой
4 «Волшебный свет» Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.
Ноябрь 1 «Что такое масса, длина и высота» Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.
2 «Песок» Выявить значение почвы
3 «Глина. Камень» Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.
4 «Соль. Сахар»
Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.
Декабрь 1 «Почва» Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.
2 «Само удивительное вещество на земле» Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.
3 «Дерево» Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.
4 «Бумага» Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.
Январь 1-2 «Ткань» Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.
3-4 «Стекло» Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло
Февраль 1 «Зеркало» Выявить особенности отражение в зеркал.
2 «Мыло-фокусник»
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри
3 «Резина» Познакомить со свойствами резины и её качествами
4 «Пластмасса» Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.
Март 1 «О мире растений» Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений
2 «Как дышат растение» Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород
3 «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде
4 «Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
Апрель 1 «Дружба красок» Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.
2 «Металл» Познакомить с металлом, его качествами и свойствами
3 «Магнит» Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.
4 «Цветы в вазе» Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.
Май 1 «Вес, притяжение» Определить, почему все падает на землю.
2 «3 состояния вещества» Выяснить, что вещество может быть в трё х агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное
3 «Секретные записи»
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.
4 «Все обо всем» Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.
2 год обучения учебный год
Месяц Неделя Тема Программное содержание
Сентябрь 1
2 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»
Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.
3 «Водяные весы»
Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.
4 «Поможем воде стать чистой» Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды
Октябрь 1 «Делаем облако» Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.
2 «Растущие малютки» Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
3 «Свет и тень» Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение
4 «Волшебный круг» Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра
Ноябрь 1 «Радуга на стене» Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета
2 «Необычное рисование» Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.
3 «Кислород и пламя» Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.
4 «Упрямы предметы» Знакомство с инерцией
Декабрь 1 «Вкусовые зоны языка»
Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
2 «Откуда берётся голос?» Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
3 «Влажное дыхание» Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы
4 «Изготовление цветных льдинок» Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях
Январь 3 «Где рождается снег» Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой
4 «Полярное сияние» Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать
умение работать с различными материалами.
Февраль 1 «Вырастим кристаллы» Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.
2 «Появление островов» Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
3 «Появление гор» Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто
4 «Плавление парафина» Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина
Март 1 «Путешествие капельки» Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
2 «Как не обжечься?» Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность)
3 «Мир ткани» Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения
4 «Мир металлов» Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования
Апрель 1 «Мир пластмасс» Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства.
2 «Скорость звука» Выявить особенности передачи звука на расстояние
3 «Почему комар пищит, а шмель жужжит» Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
4 «Необычная картина» Действие магнитных сил
Май 1 «Что такое молния» Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.
2 «Волшебная расческа» Знакомство со статическим электричеством
3 «Поющая струна» Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).
4 «Какими мы были исследователями?» Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. : пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)