Марина Пестерева
Рабочая программа по шашкам
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДЕТСКИЙ САД «ЫМЫЫ» С. МЫНДАГАЙ
Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю:
Протокол №___ заведующая МБДОУ ЦРР-д/с «Ымыы»
от «»___2016г. ___/А. И. Прокопьева
приказ № ___ «»___2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА
На 2016-2017 учебный год
(шашки)
Разработчик : Пестерева Марина Егоровна
Содержание
Публикация «Рабочая программа по шашкам» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка …. 3
1.2. Планируемые результаты освоения программы…. 5
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы с детьми…. 8
2.2. Планирование работы по взаимодействию с семьей…. 10
III. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематическая циклограмма детского сада…11
3.2. График кружковой работы…. 11
3.3. Методическое обеспечение Программы….12
Приложение….14
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны.
Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников. Во-первых, на занятие может приходить герой, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.
Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы.
Программа разработана в соответствии с :
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР-д/с «Ымыы».
- Уставом МБДОУ ЦРР-д/с «Ымыы».
Цели программы :
– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи программы :
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
Приё мы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);
- игры-конкурсы;
- игры-путешествия;
- игры- соревнования;
- интеллектуальные (викторины) игры.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (55 занятий).
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Особенности руководства
Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети должны знать:
• Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.
К концу обучения дети должны уметь:
• Ориентироваться на шашечной доске;
• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
• Правильно располагать доску между партнерами;
• Правильно располагать фигуры перед игрой;
• Решать простые шашечные задачи.
Прогнозируемый результат освоения программы :
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы : шашечный турнир.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
• шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т. д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
• правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
• стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
• Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
• ориентироваться на шашечной доске,
• правильно помещать доску между партнерами,
• правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
• применять на практике правила игры,
• следить за ходами противника, поправлять,
• решать простейшие комбинации,
• расставлять позиции с заданными условиями,
• рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий (ууд)
Коммуникативные:
• общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета.
• уважение к сопернику,
• выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
• контролирование собственных эмоций,
• использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
• применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
• решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
• использование знаний в практической игре,
• ориентирование на плоскости,
• схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
• анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
• понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
• создание плана реализации преимущества,
• предвидение развития позиций,
• предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
• оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
• выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Шашки»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
• усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
• усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
• принятие правил этикета в игре – уважение противника,
• принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
• развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
• познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
• опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
• участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса.
Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы с детьми
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь
1 неделя Подготовка игровой зоны для детей. научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами
2 неделя Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам. воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
3 неделя Подготовка игровой зоны для детей. создание условий для развития логического мышления;
4 неделя Знакомство с доской и фигурами.
научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».
Октябрь
1 неделя Терминология (фигуры, доска, ход, бой) научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки
2 неделя Обучение ходам при игре. развитие и совершенствование мыслительных операций;
3 неделя Терминология (противоположные стороны, диагонали)
развитие интеллектуальных способностей;
4 неделя Обучение ходам при игре. развитие и совершенствование мыслительных операций;
Ноябрь 1 неделя Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольников».
формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
2 неделя Обучение игре. развитие и совершенствование мыслительных операций.
3 неделя Объяснение положения в игре дамок. продолжать учить играм в «Шашки».
4 неделя Игра с соперниками.
воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Декабрь
1 неделя Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа». формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
2 неделя Игра между соперниками. развитие и совершенствование мыслительных операций.
3 неделя Игра между соперниками. развитие и совершенствование мыслительных операций.
4 неделя Соревнования по шашкам на сладкий приз. учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами
Январь
1 неделя Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки». научить играм в «Поддавки».
2 неделя Продолжение ознакомления с игрой. развитие интеллектуальных способностей;
3 неделя Игра между соперниками развитие и совершенствование мыслительных операций.
4 неделя
Февраль 1 неделя Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольника». воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
2 неделя Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки». закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки»
3 неделя Игры между соперниками. развитие и совершенствование мыслительных операций
4 неделя
Март
1 неделя Развивающие игры. Литература: «Игры со спичками», А. Т. Улицкий. формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
2 неделя Показ и обучение игры «Уголки». знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
3 неделя Продолжение и обучение игры в «Уголки».
знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
4 неделя Игра между соперниками. развитие и совершенствование мыслительных операций.
Апрель 1 неделя Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур. развитие и совершенствование мыслительных операций.
2 неделя Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур. развитие и совершенствование мыслительных операций.
3 неделя Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур. воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
4 неделя Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур. развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.
Май
1 неделя Соревнование по шашкам 1 тур. учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость,
2 неделя Соревнование по шашкам 2 тур. развитие и совершенствование мыслительных операций.
3 неделя Игра в «Шашки» с родителями. воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
4 неделя
2.2. Планирование работы по взаимодействию с семьей
Анализируя формы работы с родителями (законными представителями) можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
В своей работе использую следующие формы работы с родителями :
-информационно-просветительская работа (консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки);
- родительские собрания (групповые и общие ДОУ);
- индивидуальные беседы и советы;
- открытые мероприятия, дни открытых дверей;
- семинар - практикумы;
- анкетирование родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное создание предметно – пространственной среды.
Взаимосвязь со специалистами МБДОУ:
1. Заведующий МБДОУ.
2. Старший воспитатель.
3. Музыкальный руководитель.
4. Инструктор по физической культуре.
5. Воспитатели.
6. Медсестра
III. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематическая циклограмма детского сада
месяц неделя тема
Сентябрь 2 неделя 12-16 Детский сад
3 неделя 19-23 Вспомним о лете
4 неделя 26-30 День воспитателя
Октябрь 1 неделя 3-7 Осень
2 неделя 10-14 Мониторинг
3 неделя 17-21 Моя семья
4 неделя 24-28 День пожилых людей
Ноябрь 1 неделя 31-4 Родная деревня-моя гордость
2 неделя 7-11 Зима
3 неделя 14-18 История игрушек
4 неделя 21-25 Олонхо кунэ
Декабрь 1 неделя 28-2 Кто я, какой я
2 неделя 5-9 В гостях у сказки
3 неделя 12--16
К нам приходит Новый год
4 неделя 19-23
5 неделя 26-30
Январь 2 неделя 9-13 Рождественское чудо
3 неделя 16-20 Я и мои друзья
4 неделя 23-27 Народные традиции
Февраль 1 неделя 30-3 Мир профессий
2 неделя 6-10
Баай талым-тереебут тылым
3 неделя 13-17
4 неделя 20-24 День защитников Отечества
Март 1 неделя 27-10 День 8 Марта!
2 неделя 13-17 Книжкина неделя
3 неделя 20-24 Десегей
4 неделя 27-31 Весна пришла
Апрель 1 неделя 3-7 Константиновские чтения
2 неделя 10-14
3 неделя 17-21 Праздник дружбы
4 неделя 24-28
Май 1 неделя 1-5 День Победы
2 неделя 8-12
3 неделя 15-19 Мониторинг
4 неделя 22-31 Здравствуй Лето
3.2. График кружковой работы
Дни недели Виды детской деятельности Вторая младшая группа Старшая группа Подготовительная группа
Понедельник познавательная 15.20-15.45
15.45-16.10
Вторник интеллектуальная 15.20-15.45
15.45-16.10
Среда игровая 15.45-16.00
Четверг Познавательная 15.20-15.45
15.45-16.10
Пятница интеллектуальная 15.45-16.00 16.20-16.45
16.45-17.10
3.3. Методическое обеспечение Программы
- Карточки-дебюты
- Опорные схемы
- Компьютер
- наличие кабинета
- набор шашек и шашечных досок
-большая магнитная доска и фигуры
- простой карандаш, фломастеры
- линейка
- бумага А-4, фотобумага
-дидактический материал
-иллюстрации
Литература
1. Сухин И. Г. Приключения в шахматной стране. -М. :Педвгогика, 1991.-144с.
2. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. -СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-208 с.
3. Малахова А. Н. Развитие личности ребенка. Психолого-педагогическая работа со сказкой. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.-224 с.
4. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. -СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-208 с.
5. Картузова М. Е. Дуобат хонуутунан айан. -Дьокуускай:Бичик, 2006.-64 с.
6. Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго «Сонор» ейу сайыннарар оонньууну уерэтии:оскуола инининээ5и саастаах о5ону кытта улэлиир иитээччилэргэ. Тренердэргэ, тереппуттэргэ аналлаах метод. пособие /К. С. Садовникова;уус Алдан улууьун уерэ5ин салата. -Дьокуускай: Дани алмас, 2007.-52 с.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. :просвещение, 1989.-160 с.
8. Барахсанова Е. А. ,Голиков А. И., Саввинов Т. Т. О5о ейун кыра эрдэ5иттэн сайыннарыы: Дьокуускай: «Бичик» нац. Кинигэ кыьата, 1993.-72 стр.
9. «Сонор» оонньуу (Уус-Алдан оройуонун Суоттутаа5ы «Кустук» о5о тэрилтэтин улэтин опытыттан)
10. Тосхол (национальнай о5о тэрилтэтин базовай программата) уерэх министерствотын учебнай методическай сэбиэтэ бигэргэппитэ
11. Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М. : Владос, 1998.
12. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2007
13. Давыдова Т. Г., Атаян Г. М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011
14. Интернет сайт для любителей шашек https://www.kombinashki.ru/roditelyam.php
15. Воспитание детей в игре:пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М. :Просвещение, 1983-192
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. :ООО «Издательство-пресс», 2014.-352 с.
Приложение 1
Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т. Г., Атаян Г. М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия,
имя ребенка
Расставляет шашки на поле
Начало игры
Ход шашек
Бой шашек соперника
Решение диаграмм
Дамка
Доводит игру до конца
Ход Бой
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.