Лучший педагог года

Работа с родителями в ДОУ по пропаганде логопедических знаний и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Татьяна Рыжкова
Работа с родителями в ДОУ по пропаганде логопедических знаний и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической компетентности родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей является важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

Публикация «Работа с родителями в ДОУ по пропаганде логопедических знаний и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах

По словам Л. С. Выготского, наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие личности и его социализация.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых оказывает огромное воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию ребёнка.

Формирование добросердечных взаимоотношений родителей с детьми (нормализация эмоционального фона семьи, организация оздоровительного режима, соблюдение здорового образа жизни, организация полноценного отдыха, соблюдение режима и чередования занятий, игр, просмотра телепередач и т. д.) способствует полноценному развитию ребёнка.

Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор. Но так получается не у всех. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов.

В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьёй. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. Очень актуальна помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками образовательного процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

Родители – первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития. Непонимание родителями реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения.

Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей и устранения имеющихся у них речевых нарушений. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребёнка, обеспечение помощи ребёнку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими и т. д.

Таким образом, повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны стать приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителями (по В. А. Петровскому)

1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений.

4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Начинается работа с диагностики, т. е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Также важно рассмотреть условия эффективной работы учителя – логопеда с родителями.

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями :

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• Объединить усилия для развития и воспитания детей;

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в профилактической работе со своими детьми :

• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей согласно рекомендациям специалистов.

Основные направления работы учителя- логопеда с родителями :

• Консультативно–просветительская работа;

• Коррекционно-обучающая работа;

• Мониторинговая работа.

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет :

• Ознакомление с результатами логопедического обследования;

• Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;

Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;

• Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;

• Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;

Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает :

• Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;

• Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;

• Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;

• Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится :

• Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;

• Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;

• Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;

• Определение эффективности выбранных форм работы с родителями;

• Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

В дошкольных учреждениях работа по профилактике и коррекции речевых нарушений немыслима без организации взаимодействия с родителями.

Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть самые разнообразные:

• Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

• Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.)

Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

• Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Родительские конференции (общие, групповые) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о речевом развитии детей и имеют огромное значение в системе воспитательной и профилактической работы ДОУ. На конференции могут приглашаться другие специалисты – психологи, педиатры, для того, чтобы родители могли своевременно получить ответ на тот или иной вопрос по развитию своего ребенка.

• Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.

• Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.

«Логопедический тренинг» для родителей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. С использованием логоритмических упражнений, с видео и аудиосопровождением, родители вместе с детьми учатся правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения на звукоподражание и речедвигательные игры.

• Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

• Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

• Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)

• Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

• Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

• Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

• Выпуск журнала для родителей "Говорушечки" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

• Размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности профилактической работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности совместной работы.

Немаловажным фактором в работе по профилактики речевых нарушений является выбор формы взаимодействия с семьей, который зависит не только от предпочтений логопеда или другого специалиста, но и от предпочтений родителей.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Работа с родителями по пропаганде правил дорожного движения Материал для папки-передвижкиДля обучения правилам дорожного движения нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями в ДОУ по пропаганде логопедических знаний и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Опубликовано: 31 октября 2022 в 17:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД