Папки-передвижки

Развитие исследовательских способностей детей посредством экспериментальной деятельности с природой

Назаренко Екатерина Андреевна
Развитие исследовательских способностей детей посредством экспериментальной деятельности с природой

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев

Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются - важнейшие черты детского поведения.

Публикация «Развитие исследовательских способностей детей посредством экспериментальной деятельности с природой» размещена в разделах

Детское экспериментирование - как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.

Для воспитания и развития ребенка решающее значение имеет не обилие полученных знаний им, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знание приобретается. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Цель работы в данной области - развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность, творчество.

Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:

при выборе объекта исследования;

при поиске метода его изучения;

при сборе и обобщении материалов;

при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Основой для моей работы послужила программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста “Ребенок в мире поиска” О. В. Дыбиной.

В своей деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников :

психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и

склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам

в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей);

активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования или мини-лаборатория).

Основное оборудование мини-лаборатории:

природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

приборы-«помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется в ДОУ — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления в природе, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются

способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием : какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.)

В строке «Цветы» отмечают день появления ростка и его изменения в

последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия.

В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением, также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая, хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.

Для организации экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада используются такие формы работы с детьми:

Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.

Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.

Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.

Эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы.

Чтение научной и художественной литературы.

Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.

Организация коллекций и выставок.

Организация мини-музеев.

Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

В детском саду одним из элементов развивающей предметной среды является уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций при активном участии родителей. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Или срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Исследуются и объекты неживой природы : песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть.

Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (вязу, акации, клену, сосне, тополю и пр., первоцветам.

Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые и т. д.

Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

проблемная ситуация;

познавательный момент (почему так);

драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);

тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”, моделирование “маленькими человечками”).

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем те сведения о мире, что получены продуктивным путем.

Метод исследования способствует развитию познавательного интереса, расширяет представление об окружающем мире способствует формированию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков тем самым развивается творческая личность детей способная жить в современном мире и шагать в ногу со временем.

Рекомендуемая литература.

1. Данюкова, В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В. Н. Данюкова, В. Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.

2. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска / О. В. Дыбина. – Москва. Творческий центр, 2007.

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.

4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.

5. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.

7. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л. Н. Прохорова. – Москва. АРКТИ

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских способностей детей посредством экспериментальной деятельности с природой
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 12:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД