Получи документы

Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Кладовая нашего района»

Анна Скрипаль
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Кладовая нашего района»

Скрипаль Анна Леонидовна

Тема: «Кладовая нашего района»

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Цель: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах полезных ископаемых.

Образовательные задачи : Продолжать расширять знания детей об окружающем: о полезных ископаемых.

Закреплять знания, для чего необходимы полезные ископаемые, что из них производят. Опытным путем закрепить знания о полезных ископаемых.

Публикация «Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Кладовая нашего района“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать связную речь: умение подбирать прилагательные к существительным. Отвечать на вопросы полным предложением, грамматически правильно строить предложения. Согласовывать движения со словами. Развивать мелкую моторику

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы. Пробуждать положительные чувства и эмоции при соприкосновении с природой.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

1 Организационный момент

Проблемная ситуация В: - Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.

Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!

С уважением, Крот»

2 Основная часть

Открытие детьми новых знаний, способа самостоятельного применения новых знаний.

В: - Что же находиться в коробке? (открывает её)

Д: - Полезные ископаемые.

В: - Почему они так называются?

Д: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

В:- Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.

Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.

Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.

В:- Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.

Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.

В:- Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?

Д:- Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.

В:- Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.

Д:- Куй железо- пока горячо.

Время горы рушит, вода камни точит.

Соль на вес золота.

На песке дом не построишь.

Молчанье- золото, а слово – серебро.

Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.

В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?

Д:- Это карта.

В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.

А это карта нашего Тогучинского района. На ней есть разные черные значки, они означают,где какие полезные ископаемые находятся.

В:- А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?

Д:- Геологи.

В:- Правильно, геологи.

Ребята, в коробке еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые находятся в коробке.

В:- Вот послушайте первую загадку.

.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий

Помощник настоящий.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:- О каменном угле?

В:- Да, ребята, это каменный уголь (предлагаю детям его рассмотреть).

В:- Какие свойства угля вы знаете?

Д:- Уголь черного цвета,

Уголь твердый, хрупкий

Уголь тяжелый

Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.

В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали, падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались в каменный уголь. Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах Шахтинское, Завьяловское, Кировское сельские поселения.

В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?

Д: - Человек использует уголь для:

- отопления жилых домов;

- на заводах и фабриках;

- на электростанциях;

- для выплавки чугуна и стали;

- для приготовления красок и лаков;

- используется в медицине.

В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?

Д:- Шахтеры.

В: -А теперь послушайте следующую загадку:

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая я, твердой бываю как камень

Размочат- как тесто податливой буду.

Могу превратиться в игрушку, посуду.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:-О глине.

В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажем о ее свойствах.

Д:- Глина коричневого цвета. Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеет запаха.

В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой, белой и даже черной. Глина образовалась при разрушении скальных пород. Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.

В:- В нашем районе глину добывают в (Репьевское, Богутакское сельские поселения.

В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?

Д:- Глину применяют в строительстве (делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.

В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человека который делает глиняную посуду?

Д:- Гончар.

В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.

Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.

В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?

Д:-О песке.

В:- Правильно, это песок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет песок.

Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеет запаха.

В:- А еще песок является родственником глине. Он также образовался при нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.

В:-А где используют песок?

Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливают стекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.

В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Горном. Добывают песок тоже экскаваторами.

В:- Ребята, послушайте следующую загадку:

Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.

Художник он в руках умелых, картины может создавать.

Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.

Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.

В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:- О меле.

В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.

Д:- Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.

В:- Ребята, миллионы лет назад на земле простирался древний океан. На дне этого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды. Со временем остатки отмерших организмов оседали на дно и откладывались слоями. Так появились известковые, меловые отложения.

В:- Ребята, скажите, где используют мел?

Д:-Мел используют в строительстве (делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине (изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.

В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Сурковское, Киивское поселение.

В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.

- Назовите их.

Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел.

В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?

Д:- Их исследуют ученые, исследователи.

В:- А где проводят исследования?

Д:- Исследования проводят в лаборатории.

В:-А что такое лаборатория?

Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.

В:- А теперь, давайте представим себе, что мы с вами исследователи.

Я буду старшим научным руководителем, а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все в нашем зале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок,

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем тихо шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.

В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.

-Проводить исследования вы будете подгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовывать свои исследования в журнал исследований. После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будет самый интересный доклад о полезном ископаемом.

- Но перед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденем специальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:

1. Не толкать друг друга.

2. Громко не разговаривать.

3. Не тереть глаза грязными руками.

4. При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.

5. С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.

В:- Задача всем ясна? Тогда прошу всех занять свои места в научной лаборатории и начать свои исследования.

(Первая подгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)

Опыт1.

Взять уголь в руки и посмотреть на него. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.

ВЫВОД: уголь оставляет следы.

ОПЫТ 2.

Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.

ВЫВОД: Уголь тяжелый.

ОПЫТ 3.

Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим? Уголь в воде не растворился.

ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.

Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.

(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)

ОПЫТ 1.

Насыпаем на один белый лист бумаги песок, а на второй глину. С помощью лупы рассматриваем песок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).

Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина (Из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)

ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

ОПЫТ 2.

В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.

В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.

ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т. к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т. к. ее частички крепко скреплены между собой, глина не пропускает воду.

Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т. к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.

ОПЫТ 1.

В стакан с водой опустим мел и размешаем его палочкой. Что мы видим? Мел не растворился в воде.

ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.

ОПЫТ 2.

Опустить мел в стакан с уксусом, посмотрим, что случилось? Мел в стакане начинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньше размером.

ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.

Предположение подтвердилось.

3 Заключительная часть

Итоги образовательной деятельности Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провели с ними занимательные опыты. Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станете взрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музей и мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.

4 Рефлексия

Публикации по теме:

Фотоотчет музыкальной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ПДД «Добрый друг — светофор»Фотоотчет музыкальной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ПДД «Добрый друг — светофор» Музыкальная образовательная деятельность в подготовительной группе по ПДД «Добрый друг – светофор» Цель: Повторение правил дорожного.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Поможем весне» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Кладовая нашего района»
Опубликовано: 9 апреля 2024 в 06:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД