Оксана Ладикайнен
Занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие на Северный полюс к северным животным«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи/ подготовка к обучению грамоте в средней группе.
Тема:«Путешествие на Северный полюс к северным животным»
Цель: Уточнение и активизация словаря и знания детей по теме: «Животные Севера»
Задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте в средней группе „Путешествие на Северный полюс к северным животным„» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• образовательные: Учить детей строить фразу из 2-3 слов. Обучать детей делить слова на слоги. Различать длинные и короткие слова. Закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера.
• развивающие : развивать у детей потребность в речевом общении, развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание.
• воспитательные: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
Материал. Иллюстрации с изображением животных севера, разрезные картинки на тему «Северный полюс»
Предварительная работа: Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера.
Коммуникация: беседа с детьми "Что ты знаешь о животных Севера? ", составление описательных рассказов, игра "Телеграф "
Познание: рассматривание иллюстраций,
Физическая культура: физминутка.
Ход занятия:
Вводная часть (вход детей в группу)
«Сугробы»
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём!
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы узнаете сами, собрав разрезные картинки. Педагог раздает разрезные картинки
Педагог: Ребята,что или кто изображён на ваших картинках?
Дети: (ледокол, северный олень, северное сияние)
Педагог: На Северном полюсе зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. На Северном полюсе всё кругом белое. Всё покрыто толстым слоем снега. А ещё там очень холодно, круглый год зима. На Севере можно встретить белого медведя, оленя, моржа и много других животных.
Педагог: Как вы думаете, где бывает северное сияние? Где обитает северный олень? Где ходит ледокол?
Дети: На Северном полюсе.
Педагог: Как вы думаете, какой он Северный полюс?
Дети: На Севере всё белое. Всё покрыто толстым слоем снега. А ещё там очень холодно, круглый год зима.
Педагог: Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север. Интересно, каких животных можно встретить на Северном полюсе?
Загадка: Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет.
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый (Белый медведь)
Педагог: Где живут медведи на Севере?
Дети: Медведь живет в океане.
- Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане, среди льдов. Они очень хорошо плавают, могут уплыть далеко в океан.
Педагог: А как вы думаете, когда белый медведь вылезает из воды, то почему он не покрывается льдом?
Дети: У медведя толстый слой жира. Жир защищает от мороза.
Педагог: Как вы думаете, почему белый медведь – белый?
Дети: Он маскируется, как снег.
Педагог: Чем питаются белые медведи?
Дети: Медведи питаются рыбой.
Дети: Медведи питаются мелкими морскими животными.
Педагог: Я вижу еще одного животного.
Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки, Что за богатырь такой. (Морж)
Педагог выставляет картинку с изображением моржа.
Педагог: Какое тело у моржа?
Дети: Тело моржа большое.
Дети: Тело моржа неуклюжее.
Педагог: У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.
Педагог: Какого цвета морж?
Дети: Тело моржа коричневое.
Педагог: Что есть у моржа на морде?
Дети: У моржа на морде клыки.
Педагог: Какого цвета клыки?
Дети: У моржа белые клыки.
Педагог: Для чего они нужны моржу?
Педагог: Что помогает моржу во время плавания?
Дети: Моржу помогают ласты.
Педагог: А кто из вас знает, чем питается морж?
Дети: Морж питается ракушками, рыбой.
Педагог: Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
Физминутка:
«Холод».
Здесь всюду холод, лед и тень,
Полгода-ночь, полгода-день.
Из льда здесь люди строят дом,
И океан покрыт весь льдом.
Зверей ты здесь почти не встретишь.
И птиц ты в небе не заметишь.
Лишь мишка, белый, словно иней,
Хозяин ледяной пустыни.
Педагог: Смотрите, ребята, а это что за животное.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Педагог выставляет картинку с изображением северного оленя.
Педагог: Чем покрыто тело оленя?
Дети: У оленя густая шерсть.
Педагог: Какого цвета шерсть у оленей?
Дети: У оленя коричневая шерсть. (коричневая, серая).
Педагог: Что у оленя на голове?
Дети: На голове рога.
Педагог: На что у них похожи рога?
Дети: Рога похожи на ветки. (на ветки дерева, они красивые).
Педагог: Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги?
Дети: Он убегает от врагов.
Дети: Олень бегает по снегу.
Педагог: А что на ногах у оленя?
Дети: На ногах копыта.
Педагог: Северные олени копытами разрывают снег и добывают себе пищу. Питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина.
Педагог: Для чего оленю нужны широкие копыта?
Дети: Чтобы не проваливаться в снег.
Дети: Добывает себе корм.
Педагог: Северные олени копытами разрывают снег и добывают себе пищу. Питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина.
Педагог: Какую пользу приносят олени?
Ответы детей: Оленье мясо едят. Шьют одежду. Оленьи шкуры теплые. Еще они возят людей.
Педагог: Молодцы, ребята, а теперь немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра- телеграф
Педагог: Сейчас мы передадим приветы моржу, оленю и медведю с помощью хлопков:
Будьте очень внимательны!
Педагог: Морж(1 хлопок)
Дети: Морж(1 хлопок)
Педагог: О-лень(2 хлопка)
Дети: О-лень(2 хлопка)
Педагог: Мед-ве-ди(3 хлопка)
Дети: Мед-ве-ди(3 хлопка)
Педагог: А теперь скажите, какое слово было самое короткое?
Дети: Морж, 1 хлопок
Педагог: Какое слово самое длинное?
Дети: Медведи,3 хлопка
Педагог: Ребята, мы отправили телефонограмму на северный полюс, и животные теперь знают, что человек заботится о них, и людям эти животные приносят пользу!
Рефлексия: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?
Ответы детей: Под кожей слой жира. Густой мех. Всё это согревает. Моржи лежат на берегу. Тесно прижимаются друг к другу. Так они согреваются.
Педагог: Молодцы, ребята! Теперь вы много знаете о северных животных, чем они питаются, как согревают себя от холода, а также эти животные приносят пользу для людей. Вам понравилось путешествие на Северный полюс, а теперь возвращаемся в детский сад.