Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность в старшей группе «В гостях у дождевого червяка» в соответствии с ФГОС ДО

ольга бибнева
Экспериментальная деятельность в старшей группе «В гостях у дождевого червяка» в соответствии с ФГОС ДО

В гостях у дождевого червяка

Конспект опытно - экспериментальной

деятельности в старшей группе по теме :

«В гостях у дождевого червяка»

(знакомство с почвой)

ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва»на основе опытов,её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „В гостях у дождевого червяка“ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2) коммуникативные: формировать умение детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: формировать умение общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности : беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Формирующие :

Формирование познавательных действий при изучении свойств почвы.

(ФГОС ДОО)

Формировать у детей экологические представления, посредством определения своего отношения к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию земли.

6) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ:ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт. ,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Ход

В гости к детям приходит Дождевой червяк.

- здравствуйте, ребята! Узнали меня? Хотите со мной дружить?

Тогда я вас приглашаю в свой дом под землю в «подземное царство» и покажу вам много интересного.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось (выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети оказываются в затемнённой группе.

Ребята, о чём говорится в этой загадке?

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут –

Я всё терплю

И всем добром плачу. (земля)

“Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется.

Ответы детей: Эта кладовая называется земля или почва

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В. : Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Д. Ч. Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

В. Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том,что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельностии образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

На что похож макет почвы?

На слоёный пирог.

Д. Ч – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной.

В другом месте больше глины.

Д. Ч. -Как называется такая почва?

Д. - Глинистая.

Д. Ч. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета.

Д. Ч. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

Д. Ч. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Темного.

Д. Ч. – Это плодородный слой земли.

Д. Ч. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

Д. Ч. - Как вы думаете, что это?

Д. - Песок.

Д. Ч. – Дальше мы видим изображение подземных вод.

Д. Ч. – Каким цветом изображена вода?

Д. - Голубым.

Д. Ч. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. – Рыжим.

Д. Ч. - На таблице еще изображены те, кто в земле живут.

Д. Ч. - Кто живет в земле?

Д. – Червяки, кроты, жуки.

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Д. Ч. приглашает детей в свою лабораторию. Дети проходят к своим рабочим местам.

Д. Ч. предлагаю вам поиграть в игру «Чем отличается?». Обратите внимание на столе лежат лупы, которые помогут вам сравнить почву на разных тарелочках. Объясните, чем отличается почва.

Опыт 1: «Что это такое?»

Дети с помощью лупы рассматривают разные виды почв, перемешивая её палочкой.

Воспитатель : Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? Чем отличается?

Ответы детей: (отличается по цвету, по составу)

Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

Д. Ч :Как вы думаете, кто или что ещё может находиться в земле?

Ответы детей: (предположения детей) насекомые, животные, дождевые черви и т. д.

Воспитатель : (вывод) вы правы в земле живёт много животных и насекомых, а как они дружат с растениями мы с вами сейчас покажем.

Динамическая пауза – подвижная ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Воспитатель: Вы показали, а теперь расскажите для чего червячки рыхлят почву?

Ответы детей: Чтобы воздуху и вода легче поступить в почву

Д. Ч. Докажите, что в почве есть воздух и вода. И как вода попадает в почву?

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, как мы определяли есть ли вода и воздух в почве, и как вода попадает в почву. И помогут вам карточки.

Дети выполняют эксперименты.

ОПЫТ 2:В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод: На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Опыт 4: «Определение перегноя»

Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах)

А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею.

-Что наблюдаем?

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

ИТОГ: -Сегодня мы познакомились с понятием «почва»,напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Самарскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит наша земля: картофель, морковь, свёклу тыкв

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_mdoa2.pptx | 1551,88 Кб
 
Публикации по теме:

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС до Я выбрала профессию такую, что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, что я иду по верному пути. Маркова М. В. А.

Ежедневное планирование в старшей группе ДОУ по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги! предлагаю Вам пример календарного планирования (на каждый день, которое применяется в нашем детском саду. К сожалению,.

Комплексно-тематическое планирование по рисованию в старшей группе в соответствии с ФГОС Декабрь «Воробышек» Н. Леонова. Художественное творчество, с. 107 Учить создавать образ воробья в рисунке, учить передавать характерные особенности,.

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС «В гости к хозяйке Медной горы!» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Количество детей: 15-17 человек Тема: «В гости к Хозяйке.

Конспект занятия по труду в старшей группе в соответствии с ФГОС «Ветер-проказник» Мотивационно - побудительный этап -Как красиво стало на улице!Ребята, какое сейчас время года (осень) - Какой сейчас месяц (сентябрь).

Музыкальная деятельность в социальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС Социализация для дошкольника – это освоение существующей действительности окружающего мира. Цель социализации дошкольников – это формирование.

Непосредственно образовательная деятельность по математике в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Опытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОС Опытно-экспериментальная деятельность: Тема «Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира «Способен к волевым усилиям, может.

Планирование воспитательно-образовательной работы «Зимние забавы» в старшей группе ДС в соответствии с ФГОС Цель: - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; - создание условий для детского творчества; Задачи: - развивать.

Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в старшей группе «В гостях у дождевого червяка» в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 22 октября 2015 в 21:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД