Лучший педагог года

Звуковая культура речи «Звук [Ч]» в средней группе

Ксения Нестерова
Звуковая культура речи «Звук [Ч]» в средней группе

Цель. Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ч», а также звук «Ч» в сочетании с гласными в открытых слогах и с согласными в звукоподражательных словах.

Дифференцированный подход:

Детей высокого уровня учить читать наизусть короткое стихотворение, инсценировать его, развивать интонационную выразительность речи, артистические навыки, умение передавать характер персонажа этого стихотворения. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, поощрять желание отвечать полными предложениями.

Публикация «Звуковая культура речи „Звук [Ч]“ в средней группе» размещена в разделах

Развивать память.

Детей среднего уровня учить инсценировать стихотворение диалогической формы. Интонационно выделять в речи предложения, различные по цели высказывания (вопросительные, восклицательные, повествовательные, передавать в звукоподражании различное настроение персонажа. Развивать речевое дыхание, развивать внимание, выдержку.

Детей низкого уровня упражнять в умении правильно артикулировать звук «Ч» в различных положениях - изолированно, в произношении открытых слогов, в произношении простых слов, звукоподражаниях. Развивать речевое дыхание. Воспитывать внимательность, желание правильно выполнять задание воспитателя.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, рассказывание сказки и использование фланелеграфа, художественное слово (короткие стихотворения, знакомые детям и новые, загадки, артикуляционная гимнастика, показ воспитателем правильного произнесения нового звука, подвижные игры, игры подражательного характера, дидактические игры.

Д/и «Кто как кричит» Цель: закреплять у детей особенно низкого уровня правильное произнесение гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Д/и «Заводные ежики». Цель: упражнять детей среднего и низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука «Ч», развивать речевое дыхание, умение произносить звук «Ч» долго непрерывно или прерывисто, в зависимости от желания ребенка.

Д\и «Ежик, хочешь молока?». Цель: упражнять детей низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука «Ч». Развивать умение взаимодействовать в игре от имени персонажа, развивать игровые навыки ребенка, Развивать внимание, выдержку. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование. Фланелеграф и набор фигур для показа сказки, маска кошки.

Связь с другими видами деятельности и предварительная работа: занятия по темам о диких и домашних животных, беседа о ежах, рассматривание картины «Ежи», чтение стихотворений о ежах, заучивание чистоговорок о еже, д\и «Кто где живет»

Ход занятия

Восп. Ребята, за окном прекрасная погода, тепло, светит солнце. Скоро лето, и вы поедете в гости к бабушке, дедушке в гости.

А хотите сейчас поехать в гости к бабушке и дедушке?

Поехали!

Дети выстраиваются «паровозиком», идут и ритмично повторяют за воспитателем слова:

Паровоз гудит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Тук-тук, так-так,

Чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш, у-у-у!»

Приехали!

Слова дети должны проговаривать на выдохе, дыхание переводить после каждой строчки. Дети останавливаются перед фланелеграфом, на котором изображения деревенского домика, елочки, дедушки и бабушки.

Восп. А вот и домик дедушки и бабушки, да вот и они сами нас встречают.

Садитесь на стульчики и послушайте, какая история с ними случилась.

Рассказ воспитателя и показ на фланелеграфе. Д\и «Кто как кричит».

Восп. На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед да баба. И были у них. Кто у них были?

Собачка (поставить изображение собаки). Как она кричит?

- Тяф, тяф, гав,гав (хоровые ответы детей).

Курочка (поставить изображение). Как она кричит?

- Ко-ко-ко-ко (хоровые ответы детей).

Обратить внимание на произнесение открытого слога со звуком (о), дать указание: «Ротик открыт, как окошечко». У детей низкого уровня: Данил Т, Настя X. Алена П., Вика, Аня 3. спросить индивидуально.

У курочки были цыплята. Как они кричали?

-Пи-пи-пи-пи (хоровые ответы детей).

При ответе детей обратить внимание на то, что голосок у цыплят тонкий, слабый.

Кошка. Как она кричала?

-Мяу,мяу,мур, мур.

При ответе обратить внимание на положение губ при произнесении звука (у, указание: «Губки дудочкой».

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель. Как хорошо ваши губки работали.

Теперь они улыбнутся (упражнение «Улыбка»).

Теперь зубки тихонько покусают нижнюю губку.

Теперь сделаем «заборчик» на нижней губе.

Молодцы.

Работа на фланелеграфе.

А недалеко от избушки, в лесочке, под кусточком жил вот кто.

Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками. Кто это?

- Ежик.

(Поставить изображение ежиков на фланелеграф).

Восп. Правильно. В лесочке, недалеко от дома дедушки и бабушки жили три ежика. Звали их Чук, Чок и Чек.

-Как их звали?

Отвечают дети среднего уровня : Саша Кирсанова, Катя Анкудинова.

Восп. Ежики гуляли по лесным тропинкам и пели песенки.

Показ произношения нового звука «Ч».

Мой язычок знает песенку ежа. Вот послушайте. Мои зубки сделали «заборчик» на нижней губе и я произношу на выдохе «Ч-Ч-Ч». Я произношу долго, «вытягиваю ниточку» : «Ч-Ч-ч». Вот такая длинная ниточка!».

А ваши язычки могут петь такую песенку ежа?

-Да!

- Вместе с вами споем длинную песенку ежа и вытянем такую длинную ниточку. Упражнение в произношении протяжного звука «Ч».

«Вытягиваем длинную ниточку».

А теперь послушаем песенку Айрата, потом Тони, потом Катя К. (Дети высокого уровня). Молодцы.

Мы научились петь длинную песенку ежа.

А у ежиков есть еще и такая песенка.

Восп. произносит звук «Ч» на одном дыхании толчками.

Теперь вместе споем такую песенку. (Хором). Молодцы.

А сейчас я достану ключик и мы поиграем в игру «Заводные ежики".

Д/и «Заводные ежики».

Восп. Вызывает 4 детей, «заводит их ключиком», и дети имитируют пыхтение ежика, прерывисто произнося на выдохе звук «Ч».

Восп. А теперь мы все будем ежиками, и пойдем гулять по лесу.

П/и «Ежики».

По сухой лесной дорожке Топ-топ-топ- топочут ножки Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик,

Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.

Дети имитируют движения ежика: согнувшись, свесив расслабленные руки, наклоняются, ищут ягодки, яблочки.

Игровые ситуации:

Ежик идет далеко, его еле слышно.

Ежик подошел близко, он громко топает и фырчит.

Ежик нашел яблоко, обрадовался, зафырчал громко и быстро.

Ежик напугался шума, свернулся в клубок.

Погуляли наши ежики и вернулись к себе домой, на стульчики.

Восп. Дед и баба ежиков любили, молочком поили.

И мы ежиков своих молочком угостим.

Д\И «Ежик, хочешь молочка?»

Вызвать 5 детей низкого уровня Алена Патр, Алена Неч, Саша Кост, Вика, Данил Вин. Восп.

Ребята, а какое животное еще любит молоко?

- Кошка.

Давайте мы кошечку угостим.

Д\И «Кошка, хочешь молока?». Инсценировка с участием детей среднего уровня : Алена Н., Данил В., Саша Кос., Даниил Т.

-Мяу, хочешь молока?

-Мяу!

-А в товарищи щенка?

-Ф-рр!

Восп. Ребята, посмотрите, кошечка наша такая печальная. Что же случилось? Давайте спросим.

Активизировать детей среднего уровня. Упражнение на формирование интонационной выразительности речи, умение формулировать вопрос.

Данил Т. спросит.

Теперь Саша Кир. спросит.

Яна расскажет стихотворение «Кискино горе» Б. Заходера.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.

Упражнение на эмоции Яна имитирует плачь кошечки.

Дети тоже имитируют плачь кошечки.

Давайте кошечку пожалеем. Как мы скажем, Данил Т., Диана?

Работа на фланелеграфе.

Восп. Вот кошечка обиделась на дедушку и бабушку и ушла.

А им без кошки плохо. Пробрались в дом мыши. Они разгуливали по дому и грызли все подряд. Решили дед и баба позвать ежей. Пусть прогонят мышей.

- Кого решили позвать дед и баба?

-Зачем ежи нужны?

И отправились ежи воевать с мышами.

Впереди Чук, за ним Чок, позади Чек.

- Кто идет впереди?

-Кто за ним?

- Кто сзади?

Идут ежи друг за другом, песенку поют:

По тропинке мы идем Чук, Чок,Чек.

К деду с бабушкой идем Чук, Чок, Чек.

К деду с бабушкой идем Чук, Чок, Чек,

И тихонечко поем Чук, Чок, Чек.

Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, только пели они уже радостно, громко.

По тропинке мы идем Чук, Чок,Чек. !

Мы от дедушки идем Чук, Чок,Чек.

Мы от бабушки идем Чук, Чок,Чек!

Громко песенку поем,

Чук, Чок,Чек!

А ваши язычки не забыли песенку ежа?

Вот какая история произошла у дедушки и бабушки.

А теперь нам домой пора. На чем мы поедем?

Занятие завершается игрой по выбору детей.

Список Литературы

Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4--5 лет (средняя разновозрастная группа) / Кн. для воспитателя дет. сада. - М. Просвещение, 20016

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А. И. Максаков. - М., 2007.

Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. - М. : Просвещение, 2008.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [ф ]». Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звука [ф] в слогах, словах, фразах; учить.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» в младшей группе Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи: Звук [Ф]. В младшей группе Составила: воспитатель Воложанина Альбина Васильевна Программное.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [У]» ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ (ЗВУК –У-) (2-я младшая группа) Цель: Учить детей четко артикулировать звук –у- (изолированный, в звукосочетаниях,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи — звук [И]» Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе. Тема: Звуковая культура речи: звук и Цель: упражнять детей в четком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Развитие речи. Звуковая культура речи: звук Ф. 2 младшая группа. Цель: • Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук.

Конспект занятия во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [У]»Конспект занятия во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [У]» Цель: упражнять в четкой артикуляции звука [у]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью;.

ОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи звук [ц]» МБДОУ «Строчковский детский сад» ОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук [ц]» Подготовила и провела: Воспитатель Ходова.

Развитие речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»Развитие речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» Воспитатель: Ребятки, подойдите все ко мне! Давайте улыбнемся друг другу, посмотрим какие мы все красивые, у всех хорошее настроение (садятся.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ч]» Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению звука ч. Задачи: познакомить с новым звуком [ч]; отработать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи «Звук [Ч]» в средней группе
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 18:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД