Ольга Олейник
Конспект НОД в старшей группе «Игровые подходы по обучению детей грамоте с использованием методики Д. Б. Эльконина»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе (дети 5-6 лет)
Автор конспекта НОД : Олейник Ольга Николаевна, воспитатель высшей категории МБДОУ №36 «Флажок», г. Железногорска Красноярского края.
Тема занятия: Обучение детей грамоте с использованием игровой методики Д. Б. Эльконина.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Игровые подходы по обучению детей грамоте с использованием методики Д, Б, Эльконина“» размещена в разделах
1) общеобразовательные:
• Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
• Совершенствовать практические умения и навыки детей.
2) развивающие:
• Развивать грамматический строй речи;
• Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
• Формирование самоконтроля за речью;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
• Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Форма НОД: закрепление и систематизация накопленных знаний и сообщение новых.
Форма организации: подгрупповая, парная.
Учебно-методический комплект : театр по грамоте настольный и напольный, схемы, карточки с заданиями.
Руководство деятельностью:
1. Водная часть (Мотивация к деятельности подготовительный этап) :
Предлагаю детям по своему желанию и творческому воображению построить «Страну слов».
Дети, сегодня мы с вами продолжим путешествие в «Страну слов».
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна,
Явись ниоткуда, пусть случится чудо,
Встань на пути, нас к себе пусти!
Вспомните, кто живет в этой стране? (дети называют персонажей театра, которые поселились в стране)
Основная часть:
1. Королева предлагает вам пройти «Блиц – опрос» :
-«Что такое звук?»
-«Какими бывают звуки?»
-«Как понять, что звук гласный или согласный?»
-«Фишками, какого цвета обозначатся гласные и согласные, твердые и мягкие звуки?»
2. Вступают в игру наши «Звуковички». Они очень рады нашей встречи и хотят спеть с вами свои песенки. Мы будем с королевой дирижерами. А вы по своему желанию выберите себе «Звуковичка», с которым хотели подружиться сегодня.
Сначала по очереди исполняют свои песенки гласные звуки, потом согласные. (в зависимости от пройденного материала)
«Звуковички» предлагают задание детям. Расселить гласные и согласные звуки по своим домикам. Гласные поселяются в домик красного цвета, согласные в домик синего цвета.
3. «Тим» и «Том» принесли с собой волшебный сундучок. Чтобы его открыть. Надо всем сказать волшебные слова:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок!»
В сундучке схемы слов. Предлагаю подобрать для «Тима» (дети выполняют звуковой анализ слова) и для «Тома». Сколько звуков в слове? ( ловушка: наличие схем из четырех звуков). Гласные звуки обозначаем «красным» квадратом, а согласные «синим». Согласный звук «Т» может звучать и твердо, потому что гласный звук «О» всегда придает согласным звукам твердое звучание. Как изменится звучание звука «Т», позову Тима? (мягко) Дается обозначение мягкого согласного фишкой зеленого цвета.
4. Обращаю внимание детей на «Мастера слогов».
Измерить длинное слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать,
Хлопать в ладоши пора начинать!
Игра «Поделим слово на слоги» (с помощью хлопков). Когда согласный звук и гласный сливаются, «дружат» между собой, получается слог, часть слова. (на примере игры со «Звуковичками»). Дети подбирают схемы слогового анализа слова.
III. Заключительная часть (результативный, рефлексивный этап) :
Что понравилось, с кем из жителей страны хотелось бы подружиться? Что было сложно? Что расскажите родителям? С кем сегодня хотели бы поиграть вечером?