Валентина Савчук
Фантазирование детей старшего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы чувствуем,когда слушаем музыку?О чем размышляем,о чем мечтаем?А может быть что-то себе представляем?Слушая музыку,мы не только проникаемся её настроением,наслаждаемся красотой мелодии,жанров,но и ощущаем свою сопричастность к музыкальному высказыванию.
Свойства восприятия:
1. Целостность;
2. Эмоциональность;
Публикация «Фантазирование детей старшего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений» размещена в разделах
Это первоначальное слушание музыки. По своей глубине оно может быть различным. Главное,чтобы дети почувствовали настроение музыки и проявили своё эмоциональное отношение к ней.
3. Осознанность;
4. Образность;
Это процесс углубления в содержание произведения (выявление особенностей,выразительности музыкальной речи :с помощью каких средств выразительности композитор передал музыкальный образ;выявление частей музыкального произведения :припев,запев,2-х,3-х. ч. форма произведения и т. д.)
Структурные компоненты музыкального восприятия :
1. Эмоциональная отзывчивость;
2. Музыкальный слух;
3. Мышление;
4. Память (привыкание к музыкальному произведению);
5. Способность к творчеству. (Способность к творчеству в механизме музыкального восприятия играет роль ведущего компонента. Подготовленный слушатель воспринимает музыку творчески,т. е. сопереживает и воссоздает содержание музыкального произведения).
Модель музыкального восприятия :
Музыка выступает как объект восприятия и как способ выражения себя. И взрослых и детей волнует содержание музыкального произведения. Взрослые склонны к «погружению»в музыку,детей же привлекает творческий диалог с ней,посредством словесного,пластического и изобразительного фантазирования.
Фантазирование-это СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА, НАЙДЕННЫЙ ИМ «МОСТИК» МЕЖДУ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ И СВОЕОБРАЗИЕМ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ.
Каким же образом осуществляется взаимосвязь между музыкой,воображением и творчеством?
В образовательной деятельности,в процессе слушания музыки,мы используем прием «ПОСЛУШАЙ И РАССКАЖИ».
Этапы:
1. Вступительная беседа;
2. Исполнение музыкального произведения;
3. Беседа о прослушанной музыке;
4. Повторное слушание;
5. Составление рассказа.
Музыку конечно невозможно перессказать словами,но с помощью слов можно творчески воплотить свои впечатления. Детям предлагается самостоятельно сочинить небольшой рассказ,опираясь на тему,характер и средства музыкальной выразительности. Например,при прослушивании «Музыкальная табакерка» А. Лядова говорим,что всем,кто любит музыку,волшебная шкатулка откроет сегодня свой секрет,который мы попытаемся разгадать. После прослушивания легкого вальса дети рассказывают свои истории про танцующих зверят,куколок,зайчиков и т. п. Музыка же рисующая картины природы-благодатная тема для словесного фантазирования о ней.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
«ПОСЛУШАЙ И СПОЙ»
ЭТАПЫ:
1. Вступительная беседа;
2. Исполнение музыкального произведения;
3. Беседа о прослушанной музыке;
4. Повторное слушание;
5. Вокализация тем песен, фрагментов из классических произведений. ( нп: «Пудель и птичка»Ф. Лемарка,дети придумывают вокализацию героев на различные слоги)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
«ОРКЕСТРОВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
ЭТАПЫ:
1. Вступительная беседа;
2. Исполнение музыкального произведения;
3. Беседа о прослушанной музыке;
4. Повторное слушание;
5. Инструментальное исполнение
Детям очень нравится выбирать подходящие инструменты для музыкальных образов и озвучивать в оркестре их музыкальные характеры
Взаимосвязь между музыкой,воображением и пластическим творчеством реализуем через прием
«ПОСЛУШАЙ И ПОКАЖИ ДВИЖЕНИЯМИ»
ЭТАПЫ:
1. Вступительная беседа;
2. Исполнение музыкального произведения;
3. Беседа о прослушанной музыке;
4. Повторное слушание;
5. Пластическая импровизация.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
«ПОСЛУШАЙ И ИЗОБРАЗИ В РИСУНКЕ»
ЭТАПЫ:
1. Вступительная беседа;
2. Исполнение музыкального произведения;
3. Беседа о прослушанной музыке;
4. Повторное слушание;
5. Выполнение рисунка, передающего характер музыки.
Рисование может быть как предметное,так и беспредметное (орнаменты,линии,фигуры или произвольная композиция).В процессе восприятия музыки рисунок может все время изменяться,цвета смешиваться. Главно показать свое отношение к музыке,средствам ее выразительности через цвет,композицию,ритмичные мазки.
Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что – то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Творческое начало может, проявляться в пении мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в выразительных движениях под музыку, в создании ритмического сопровождения к пьесам, в оценочных суждениях об услышанной музыке, в сравнении разных видов искусства.