Лучший педагог года

Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности

Ольга Гладкова
Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности

Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:

любопытство

любознательность;

развитие познавательного интереса;

развитие познавательной активности;

становление сознания.

Именно познание окружающего мира должно в полном объеме обеспечить удовлетворение потребности в освоении нового. Однако дети не только получают информацию, но и учатся пользоваться приобретенными знаниями.

Публикация «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это обусловлено тем, что в группах разные дети, кто-то усваивает материал быстро, а кому-то надо больше времени.

Вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность является мотивацией к созданию своего индивидуального образовательного маршрута:

постановка определенной цели

система

конкретные приемы и педагогические технологии

создание условий для экспериментальной деятельности

планирование результатов

диагностика полученных результатов.

При подборе содержания образовательной деятельности для развития поисково-исследовательской деятельности детей необходимо как можно больше охватить тем, которые раскрывают многообразие окружающего мира, а также сделать содержание НОД привлекательным и увлекающим за собой.

На сегодняшний день актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Ребенок выступает здесь в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разные формы и методы:

ставит проблему, которую нужно решить;

собирает данные;

предлагает всевозможные решения;

делает выводы;

ищет новые объекты для исследования;

делает обобщения проделанной работы.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности, познавательной мотивации. Организация в ДОУ познавательной деятельности отражается в режиме дня и пересекается с остальными формами работы, но она выполняется как воспитателем, так и без его непосредственного участия. Дети в непосредственной деятельности стремятся достигнуть поставленной цели, применив свои умения, знания и навыки в той или иной форме.

Для любознательных детей нет неинтересных тем, любой эксперимент с предметом вызовет у них интерес к познанию. Любознательность позволит в будущем освоиться быстрее в социуме. В мире поиска чего-то нового и неизведанного активизируется умственная деятельность, повышается работоспособность, снижается утомляемость и внутреннее напряжение.

Развивая в детях любознательность, мы делаем преимущество во взрослой жизни: работа с информацией, разработка новых идей, гибкость ума, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.

Поисково-исследовательская деятельность - это всегда открытие нового, поиск подходов и решений, достижение цели, а не пассивная деятельность. Это активность детей, при помощи которой они стремятся получать новые знания, умения и навыки. Развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать всевозможные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Через экспериментирование, опыты, наблюдения, постановку и решение вопросов проблемного характера, мы формируем у дошкольников ключевые компетенции, развиваем способность к исследовательскому типу мышления. В ходе экспериментирования дети учатся воздействовать на объект с целью познания его свойств, взаимосвязей.

Большое значение в развитии любознательности и интересов ребенка имеет продуманная, насыщенная, хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, создает оптимальные условия для активизации самореализации.

Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и активности. Познавательный интерес в дошкольном возрасте обогащает и активизирует процесс не только исследовательской, но и любой другой деятельности, поскольку начало имеется в каждой из них. Наша задача, как педагогов –формировать, развивать познавательную деятельность, так как именно она нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное, социально-личностное развитие детей.

Литература:

1. Годовникова Д. «Формирование познавательной активности» Д/d.2006.-№1 стр. 42-58

2. Купарадзе Н. Ц. «Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Диссертация, 2008 г. -стр. 121

3. Щукина Г. И. «Проблемы познавательного интереса в педагогике» М: Педагогика, 2001 г.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 12:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД