Ольга Гладкова
Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:
любопытство
любознательность;
развитие познавательного интереса;
развитие познавательной активности;
становление сознания.
Именно познание окружающего мира должно в полном объеме обеспечить удовлетворение потребности в освоении нового. Однако дети не только получают информацию, но и учатся пользоваться приобретенными знаниями.
Публикация «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это обусловлено тем, что в группах разные дети, кто-то усваивает материал быстро, а кому-то надо больше времени.
Вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность является мотивацией к созданию своего индивидуального образовательного маршрута:
постановка определенной цели
система
конкретные приемы и педагогические технологии
создание условий для экспериментальной деятельности
планирование результатов
диагностика полученных результатов.
При подборе содержания образовательной деятельности для развития поисково-исследовательской деятельности детей необходимо как можно больше охватить тем, которые раскрывают многообразие окружающего мира, а также сделать содержание НОД привлекательным и увлекающим за собой.
На сегодняшний день актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Ребенок выступает здесь в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разные формы и методы:
ставит проблему, которую нужно решить;
собирает данные;
предлагает всевозможные решения;
делает выводы;
ищет новые объекты для исследования;
делает обобщения проделанной работы.
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности, познавательной мотивации. Организация в ДОУ познавательной деятельности отражается в режиме дня и пересекается с остальными формами работы, но она выполняется как воспитателем, так и без его непосредственного участия. Дети в непосредственной деятельности стремятся достигнуть поставленной цели, применив свои умения, знания и навыки в той или иной форме.
Для любознательных детей нет неинтересных тем, любой эксперимент с предметом вызовет у них интерес к познанию. Любознательность позволит в будущем освоиться быстрее в социуме. В мире поиска чего-то нового и неизведанного активизируется умственная деятельность, повышается работоспособность, снижается утомляемость и внутреннее напряжение.
Развивая в детях любознательность, мы делаем преимущество во взрослой жизни: работа с информацией, разработка новых идей, гибкость ума, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.
Поисково-исследовательская деятельность - это всегда открытие нового, поиск подходов и решений, достижение цели, а не пассивная деятельность. Это активность детей, при помощи которой они стремятся получать новые знания, умения и навыки. Развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать всевозможные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Через экспериментирование, опыты, наблюдения, постановку и решение вопросов проблемного характера, мы формируем у дошкольников ключевые компетенции, развиваем способность к исследовательскому типу мышления. В ходе экспериментирования дети учатся воздействовать на объект с целью познания его свойств, взаимосвязей.
Большое значение в развитии любознательности и интересов ребенка имеет продуманная, насыщенная, хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, создает оптимальные условия для активизации самореализации.
Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и активности. Познавательный интерес в дошкольном возрасте обогащает и активизирует процесс не только исследовательской, но и любой другой деятельности, поскольку начало имеется в каждой из них. Наша задача, как педагогов –формировать, развивать познавательную деятельность, так как именно она нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное, социально-личностное развитие детей.
Литература:
1. Годовникова Д. «Формирование познавательной активности» Д/d.2006.-№1 стр. 42-58
2. Купарадзе Н. Ц. «Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Диссертация, 2008 г. -стр. 121
3. Щукина Г. И. «Проблемы познавательного интереса в педагогике» М: Педагогика, 2001 г.