Марина Лобастова
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [м], [н] и буквы М, Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить знание детей об изученных звуках «м», «н» и целостного восприятия букв;
- упражнять в добавлении звуков «м» или «н» в слово, а также выделении их из слов;
- учить составлять слоги (прямые и обратные) из букв разрезной азбуки и печатать их в тетради;
- закреплять умение говорить полным предложением, используя нетрадиционные средства коммуникации;
- развивать координацию движений, внимание, память, мыслительные процессы;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.
Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звуки [м], [н] и буквы М, Н“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, кассы букв, тетради, ручки).
Ход занятия
(слайд 1-пустой)
1. Организационный момент.
Фонетическое упражнение «Покажи и скажи».
- Вспомним и выполним упражнение «Покажи и скажи». Для этого сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.
- Покажем и произнесём звук «м».
Произнося звук «м-м-м…», дети подносят указательные пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат», затем слегка отводят их в сторону.
- Покажем и произнесём звук «н».
Произнося звук «н-н-н…», дети подносят указательные пальцы к носу, «ноют», ощущая вибрацию, и лёгким быстрым движением отводят пальцы в стороны.
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
(Дети присаживаются на свои места.)
- Что мы произносили? (Мы произносили звуки «м», «н».)
- Какие это звуки? (Это согласные звуки.)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуками и буквами «м» и «н».
Произнесение и сопоставление звуков «м» и «н».
- Почему звуки «м» и «н» называются согласными? (Потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звуки не поются.)
- Что мешает воздуху выходить свободно, когда мы произносим звуки «м» и «н»? (Губы и язык.)
- Проверим, так ли это. Возьмите зеркала и произнесите звук «м». Чем произносим звук «м»? (Звук «м» произносим губами.) Правильно, когда мы произносим звук «м», губы смыкаются и размыкаются. Произнесите звук «н». Как произносим звук «н»? (Звук «н» произносим языком.) Правильно, язык упирается в верхние зубы.
- Вот чем отличаются звуки «м» и «н». А чем они похожи? (Звуки «м» и «н» - согласные, твёрдые и звонкие.)
(Логопед по необходимости подсказывает жестами.)
- Ещё раз вместе покажем и скажем, какие звуки «м» и «н». Звуки «м» и «н» - согласные (ладошкой правой руки прикрываем рот, делая преграду для воздушной струи, твёрдые (правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак, звонкие (правая рука согнута в локте, кисть с растопыренными прямыми пальцами опущена вниз - в форме колокола).
- У этих звуков ещё есть одна особенность, о которой мы говорили, когда изучали их. Давайте вспомним. Поднесём ладошку ко рту и произнесём звуки «м» и «н». Чувствуете ли вы воздушную струю? (Нет.) Что мешает её проходу? (Её проходу мешают губы и кончик языка.) Поднесём ладошку к носу и произнесём звуки «м» и «н»? Чувствуете ли вы воздушную струю теперь? (Да.) Где проходит воздушная струя, когда мы произносим звуки «м» и «н»? (Воздушная струя проходит через нос.) Попробуйте зажать нос и произнести звуки «м» и «н». Получается? (Нет.) Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.
Упражнение «Добавь звук».
- А сейчас выполним упражнение «Добавь звук». Я буду произносить слово без последнего звука «м» или «н», а вы назовёте всё слово полностью. Картинки вам в этом помогут. Внимание на экран (пробел). Телефо (н). Какое слово получилось? (Получилось слово «телефон».) Альбо. (м). Какое слово получилось? (Получилось слово «альбом».) (Слайд 2 - пустой)
(Далее игра продолжается с мячом без опоры на картинный материал. Для этого логопед предлагает ребятам встать и сделать круг.)
- Сейчас я буду кидать мяч и произносить слово без последнего звука «м» или «н», а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт слово полностью. Приготовились. Ды. – дым. Со. – Сон. Гно. – гном. Дива. – диван. Бато. – батон. Водоё. – водоём. Ваго. – вагон.
- Какие звуки я всё время пропускала в конце слов? (Вы пропускали звуки «м» и «н».) Какие это звуки? (Звуки «м» и «н» - согласные, твёрдые, звонкие.)
(Логопед по необходимости помогает жестами.)
Упражнение «Назови 1-ый звук».
(Дети продолжают стоять в круге.)
- Продолжаем играть. Я буду кидать мяч и произносить слово, а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт в этом слове первый звук. Приготовились. Мак – м. Нос – н. Мука – м. Малина – м. Ноги – н. Наука – н. Новости – н. Магазин – м.
- Какие звуки выделяли из слов? (Звуки «м» и «н».) Где они находились в словах? (Звуки «м» и «н» находились в начале слов.)
Работа с разрезной азбукой и в тетради.
- Давайте вспомним, покажем и расскажем, чем отличаются звуки от букв: звуки мы произносим и слышим (подносим правую руку к губам, а затем к уху, а буквы мы пишем и видим (показываем правую руку ладонью вперёд, а затем подносим её к глазам).
(Дети присаживаются на свои места.)
- Возьмите со стола разрезную азбуку, откройте её, найдите и покажите букву «М». (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Положите букву «М» перед собой. Найдите в разрезной азбуке гласную букву «А» и положите её справа от буквы «М». (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Кто прочитает, какой слог получился? (Получился слог «МА».) Возьмите со стола тетрадь, откройте её и запишите слог «МА». Не забываем, что буквы в слоге пишутся рядом. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «М» и «А» местами. Прочитайте, какой слог получился теперь? (Получился слог «АМ».) Запишите в тетради слог «АМ», пропустив одну клеточку вправо от слога «МА». (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Продолжаем. Найдите в разрезной азбуке букву «Н» и положите её вместо буквы «М». Букву «М» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «АН».) Запишите слог «АН» в тетради. Не забываем пропускать одну клеточку между слогами. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «А» и «Н» местами. Прочитайте, какой теперь слог получился? (Получился слог «НА».) Запишите слог «НА» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Найдите в разрезной азбуке гласную букву «О» и положите её вместо гласной «А». Букву «А» уберите обратно в разрезную азбуку. Прочитайте, какой слог получился? (Получился слог «НО».) Запишите слог «НО» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «Н» и «О» местами. Какой теперь слог получился? (Получился слог «ОН».) Запишите слог «ОН» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Попробуйте составить слог «УН». Что для этого надо сделать? (Надо поменять гласную букву «О» на гласную букву «У» и получится слог «УН».) Запишите слог «УН» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «У» и «Н» местами. Какой слог получился теперь? (Получился слог «НУ».) Запишите слог «НУ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Попробуйте составить слог «МУ». Что для этого надо сделать? (Надо поменять букву «Н» на букву «М» и получится слог «МУ».) Запишите слог «МУ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.) Поменяйте буквы «М» и «У» местами. Какой слог получился теперь? (Получился слог «УМ».) Запишите слог «УМ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Попробуйте составить слог «ИМ». Что для этого надо сделать? (Надо поменять гласную букву «У» на гласную букву «И» и получится слог «ИМ».) Запишите слог «ИМ» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Попробуйте составить слог «ИН». Что для этого надо сделать? (Надо поменять букву «М» на букву «Н» и получится слог «ИН».) Запишите слог «ИН» в тетради. (Дети выполняют задание. Логопед по необходимости помогает.)
- Уберите буквы в разрезную азбуку. Закройте тетради. Положите всё на край стола.
- Что мы с вами составляли и печатали в тетради? (Мы составляли и печатали в тетради слоги.) Что такое слог? (Слог – это часть слова.)
3. Заключительная часть.
Логопед. А сейчас вместе скажем и покажем, какой звук обозначает буква «М». (Буква «М» обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук «м».) Кто скажет и покажет, какой звук обозначает буква «Н». (Буква «Н» обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук «н».) Давайте вместе скажем и покажем. Логопед. На этом наше путешествие закончилось. Всего вам доброго!