Материкина Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе
Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
- Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
- Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах.
- Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
- Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
- Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
- Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
- Воспитывать желание помогать
Наглядный и демонстрационный материал: игрушка жук, змея; предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки зеленого и желтого цвета).
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята сегодня я вас приглашаю в страну волшебных звуков, а каких мы с вами узнаем отгадав загадки.
Воспитатель загадывает загадки:
- Не жужжу,
когда сижу,
Не жужжу,
когда хожу,
Не жужжу,
когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
- Жук. - ответы детей.
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук?
Ответы детей
…Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Утром греется на солнце.
Днём мурлычет на оконце.
Сторожит ночами мышь.
Ты узнал её, малыш?
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?
Ответы детей
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
Ребята для того чтобы мы правильно произносили звуки, нужно чтобы потрудится наш язычок.
Подготовка артикуляционного аппарата.
- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
- Скажите мне, пожалуйста, на что похож звук «ш»?
Ответы детей.
- Ребята, звук «Ш» похож на песню змеи, а звук «ж»– песню жука.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем, мы будем ловить наши звуки:
Сейчас я вам раздам кружочки желтого и зеленого цвета, кружочки желтого цвета обозначают звук – ж; а зеленого цвета - ш, какой звук слышится в слове такой кружочек вы должны показать.
(Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
Сейчас я вам предлагаю поиграть еще в одну игру: услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
Молодцы! Я думаю нам пора отдохнуть:
Физкультминутка:
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».
Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи, а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
Картинки: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.
- Мы с вами молодцы заселили наши домики!
Воспитатель предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо
Рефлексия. Итог.
-Ребята, с какими звуками мы сейчас работали? (Звуки Ж и Ш).
-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ж-ш.
Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!