МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»

Материкина Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе

Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [С], [Ш]“» размещена в разделах

- Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

- Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

- Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах.

- Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

- Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса

- Развивать мелкую моторику рук

- Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

- Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

- Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

- Воспитывать желание помогать

Наглядный и демонстрационный материал: игрушка жук, змея; предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки зеленого и желтого цвета).

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Ребята сегодня я вас приглашаю в страну волшебных звуков, а каких мы с вами узнаем отгадав загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

- Не жужжу,

когда сижу,

Не жужжу,

когда хожу,

Не жужжу,

когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

- Жук. - ответы детей.

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук?

Ответы детей

…Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Утром греется на солнце.

Днём мурлычет на оконце.

Сторожит ночами мышь.

Ты узнал её, малыш?

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

Ответы детей

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Ребята для того чтобы мы правильно произносили звуки, нужно чтобы потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата.

- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

- Скажите мне, пожалуйста, на что похож звук «ш»?

Ответы детей.

- Ребята, звук «Ш» похож на песню змеи, а звук «ж»– песню жука.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем, мы будем ловить наши звуки:

Сейчас я вам раздам кружочки желтого и зеленого цвета, кружочки желтого цвета обозначают звук – ж; а зеленого цвета - ш, какой звук слышится в слове такой кружочек вы должны показать.

(Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Сейчас я вам предлагаю поиграть еще в одну игру: услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Молодцы! Я думаю нам пора отдохнуть:

Физкультминутка:

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».

Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи, а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

Картинки: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.

- Мы с вами молодцы заселили наши домики!

Воспитатель предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо

Рефлексия. Итог.

-Ребята, с какими звуками мы сейчас работали? (Звуки Ж и Ш).

-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ж-ш.

Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
Опубликовано: 14 октября 2022 в 08:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Материкина Татьяна (УИ 1586340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД