Приложение МААМ

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы

Людмила Владимировна Скоробогатова
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях

«У нас Смешарики в гостях».

Цель: совершенствование навыков дифференциации свистящих и шипящих звуков в слогах, словах и предложениях, развитие связной речи через использование элементов мнемотехники.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

• закреплять умение сравнивать, различать и правильно произносить звуки [с] и [ш] в слогах, словах, фразах по акустическим и артикуляционным признакам;

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

• учить определять позицию звука в слове;

• развивать фонематический слух, мелкую моторику.

2. Коррекционно-образовательные:

• повышать познавательную и речевую активность детей;

• обогащать словарный запас;

• отрабатывать навык использования разных форм мнемотехники при составлении характеристики звуков, придумывании истории;

• развивать психологическую базу речи: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

3. Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим;

• формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: мультимедийная установка с презентацией, запись с музыкой из мультфильма, столы, стулья, изображения героев мультфильма, разрезанных в форме пазлов на каждого ребенка, мнемотаблицы характеристики звуков, карточки-связки для составления истории.

Раздаточный материал: таблицы с незаполненными символами звуков, подносы со значками звуков [с] и [ш], напальчники с изображениями Смешариков, значки-оценка занятию: радостный смешарик и грустный.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент

Дети входят в группу, приветствуют логопеда.

Логопед здоровается с детьми и предлагает обратить внимание на экран. На нём появляется Лосяш – герой мультфильма «Смешарики» - (анимация)

Лосяш: «Меня зовут Лосяш (нечетко произносит звуки [с] и [ш]). Мои друзья ждут от вас помощи. Они затрудняются правильно произносить некоторые звуки. Это звуки [с] и [ш]. И вокруг многие не понимают, о чем они говорят».

Логопед: Пройдите к столам. Сложите пазлы, и вы узнаете, кому вы будете помогать.

/По мере выкладывания пазлов, на экране появляются персонажи мультфильма/

- Дети, стоя около столов, складывают из пазлов изображения героев мультфильма «Смешарики» и называют их.

Логопед: Кому ты будешь помогать, знаешь имя? Ребёнок: Крош. …. /Дети называют имена «помощников». (спросить каждого)/.

Логопед: А теперь я буду называть имена героев мультфильма, а вы, если услышите в имени звук [ш], топните ногой, если звук [с] – хлопните в ладоши: …Крош, Потапыч, Совунья, Бараш, Нюша, Ёжик, Кар-Карыч, Копатыч, Пин, Лосяш. /Дети выполняют/. Вы были очень внимательными.

(Звучит музыка из мультфильма «Смешарики» - появляются все персонажи мультфильма) Логопед: Из какого мультфильма эта музыка? Дети: «Смешарики»

Логопед: Полюбуйтесь, вот они все вместе. Помните их? Все их называют … Дети: Смешариками.

Логопед: Смешарики написали письмо: /появляется на экране письмо/

«Мы знаем, что звуки [с] и [ш] – очень трудные, но Вы, ребята, уже научились их произносить. Мы тоже хотим этому научиться. Поэтому просим вас составить таблицы об этих звуках, нам будет легче правильно произносить их».

Логопед: Сегодня мы вспомним всё о звуках [с] и [ш], чтобы Смешарики научились правильно и красиво говорить, а ещё будем упражняться в правильном произношении этих звуков, когда они находятся в одном слове. Это сложно, но мы постараемся, да?

II часть. Основная.

2.1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

Логопед предлагает детям пройти за столы, сесть на места

Логопед:. Вначале поговорим о том, что мы знаем о каждом из этих звуков. Какой звук я выделяю голосом в имени Крош? Дети: Звук [ш].

Логопед: Скажите, есть ли звук [ш] в именах других героев, которых я называла? Дети: Не во всех именах. Логопед: Назовите тех, в имени которых есть этот звук. Произносите звук [ш] четко. Дети называют: Нюша, Бараш, Лосяш.

2.1.1. Упражнение «Расскажи о звуке».

Логопед: Предлагаю рассказать про звук [ш]. Есть в имени «Нюша» звук [ш]? Где стоит этот звук? Дети: В середине слова. Логопед: Нюша, ты слушай и запоминай. Помните, когда мы с вами говорим о каком-либо звуке, нам помогает таблица про этот звук? А сегодня вы для каждого из Смешариков сами составите таблицу, и мы отправим её героям мультфильма. У вас в контейнерах лежат символы, значки звуков. Вы находите нужный и раскладываете на карточке. Первый символ – это на что похож звук. Нюша спрашивает, какой значок надо взять? Дети: С изображением змеи, она шипит – ш-ш-ш. Логопед: Уточним: звук [ш] - гласный или согласный? Дети: Согласный, его петь нельзя. Логопед: Продолжайте рассказывать и выкладывать символы этого звука /ответы детей по цепочке/. Дети рассказывают: Губы округлены и слегка сближены,

Зубы выдвинуты вперед. Язык в форме чашечки поднят вверх, к верхним зубам и произносим: ш-ш-ш-ш….

Логопед: Что помогает нам и поможет Смешарикам узнать, куда смотрит язычок? Дети: Стрелка. Продолжай, Света. Ребенок: Когда произносишь звук Ш, воздух теплый, поэтому надо положить символ солнышко.

Логопед: Нюше интересно узнать, какой символ надо подготовить, если знаешь, что звук глухой? Дети: Перечеркнутый колокольчик.

Логопед: Что можно ещё добавить про звук? Дети: Звук [ш]- всегда твердый, обозначается синим квадратом. Это звук обозначается буквой Ш (ша). Буква состоит из четырех элементов.

Логопед: Проверьте, такая таблица для звука [ш] у вас получилась? /выставляется на экране мнемотаблица/ Дети сравнивают свои таблицы с таблицей на экране/.

Логопед: Молодцы. /Логопед фотографирует таблицы/ Я сфотографировала ваши таблицы. Нюша уверена, что у Смешариков этот звук будет получаться хорошо, как у вас.

/появляется на экране Совунья/.

Логопед: Как зовут эту симпатичную особу? Дети: Совунья.

Логопед: Её имя начинается со звука … Дети: Со звука [с]

Логопед: Это её любимый звук. Совунья будет наблюдать, как вы составите таблицу с её звуком и научится сама заполнять таблицу символами. Аналогично дается характеристика звука [с].

Составляем таблицу для Смешариков о звуке [с]. Рассказываем и находим символы звука.

Дети: Берем символ звука - насос. Звук [с] - согласный, он не поется, губы в улыбке, зубы -

заборчиком. Стрелка смотрит вниз, язычок опускаем к нижним зубам и поем с-с-с-с. Если подставим ладошку, почувствуем, что воздух выходит холодный, он отмечается снежинкой. Звук глухой, колокольчик перечеркнут.

Логопед: У звука [с] – есть мягкая пара, это … Дети: Это звук [с,]. Логопед: Как обозначаются эти звуки? Дети: Обозначаются или синим или зеленым квадратом, потому что бывает твердым или мягким. Эти звуки обозначаются буквой С (эс).

Логопед: Проверьте эту таблицу и свою. /выставляется мнемотаблица - характеристика звука/. Всё так же вы составили? Дети проверяют, сравнивают таблицы на экране и свою. Логопед фотографирует таблицы. Логопед: Я довольна вами. Теперь Смешарики сумеют и звуки [с] и [с,] правильно произносить.

2.2. Физкультминутка

/на экране появляются все Смешарики/

Логопед: Посмотрите, какие весёлые Смешарики! Они любят прыгать, веселиться. А мы знаем гимнастику про Смешариков. Научим их, да? Выходите, становитесь в круг.

/Дети проговаривают текст физкультминутки и выполняют движения согласно тексту/

Шарики - смешарики

Любят умываться,

К солнышку лучистому

Любят подниматься.

Влево, вправо наклоняться,

Прыгать, бегать, кувыркаться.

Скачут на носочках.

Надувают щёчки,

Вот какие шарики -

Весёлые Смешарики.

Логопед: Как вы думаете, понравилась гимнастика Смешарикам? Дети: Кажется, понравилась.

2.3. Дифференциация звуков.

Логопед предлагает вновь вернуться за столы.

Логопед: А теперь попробуйте произнести сразу 2 звука: вдохните и на выдохе произносим: с – ш, с-ш, с-ш. Не забывайте, что нужно более четко произносить эти звуки, тогда и получится всё хорошо! /Дети произносят/. Логопед: А теперь наоборот: ш – с, ш – с, ш – с. Произносим вместе четко. А теперь Света, Вадим - индивидуально. Дети, скажите, похожи ли звуки [с] и [ш]? Что у них общее? Дети: Звуки [с] и [ш] – согласные, глухие. Логопед: Какие же вы молодцы! А чем отличаются эти два звука: [с] и [ш]?

Дети: Звук [с] может быть твердым и мягким, обозначается квадратами синего и зеленого цветов, а звук [ш] – бывает только твердым и обозначается 1 квадратом синего цвета.

Логопед хвалит детей: Мне понравилось, как вы отвечаете.

2.3.1. Упражнение «Будь внимательным».

Логопед предлагает детям поучить Смешариков произносить слоги.

Логопед: В них 2 звука [с] и [ш], и поэтому будьте внимательными. Логопед произносит, дети повторяют слоги: САШ, ШАС, ШУС, СУШ, ШОС, СОШ, СЫШ, СЭШ, ШЕС.

Логопед: Смешарикам понравилось, что так у вас хорошо получается, а самое главное - вы правильно произносите звуки.

2.3.2. Развитие фонематического слуха.

Логопед обращается к Смешарикам: Вы знаете, чтобы правильно произносить 2 звука [с] и [ш] в одном слове, нужно слышать их. Вот дети сейчас и покажут.

К детям:

Если услышите 2 звука [с] и [ш] в одном слове – поднимите правую руку.

Смешной, крошечный, шустрый, сушки, самовар, душистый, шест, сухо, шерстяные, вкуснейшие, слышно, солонка, соловушка, поспешно, шелест, свисток, шепот, шерсть, пеструшка.

Логопед: Я довольна вами. Всё правильно выполнили.

3. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Дети, как вы думаете, сколько Смешариков? /Дети называют количество Смешариков/. Проверим? Давайте поиграем с пальчиками и посчитаем Смешариков. Надевайте на пальчики «своих» Смешариков и начинаем:

Шли Смешарики гулять, пальчиками «идут» по столу

Надо нам их сосчитать.

Раз-Совунья, загибают пальцы поочередно

Два-Бараш,

Три-Каркарыч

И Лосяш,

Пять-Биби,

Шестая-Нюша,

Ежик, Пин, Копатыч, Крош -

Веселей Смешариков хлопают в ладоши

В мире не найдёшь.

Логопед: Сколько всего Смешариков? Дети: 10.

4. Составление истории по мнемосвязкам.

Логопед: Как-то у Совуньи собрались все Смешарики. Она сфотографировала гостей, выслушала, как они добирались к ней, получила подарки. Хозяйка обращается к нам с просьбой: придумать историю про Смешариков по фотографиям – карточкам. Каждая карточка – это продолжение истории. Вот по ним мы будем составлять историю из жизни Смешариков. Но главное условие – чтобы слова со звуками [с] и [ш] произносили четко. Не путали звуки. Особенно это касается слов, в которых есть сразу 2 этих звука. Я начну, а вы будете продолжать. Дети вместе с логопедом составляют по связкам предложения, объединяя их в совместную историю о Смешариках. Карточки выставляются на доске.

Логопед: Однажды Совунья пригласила Смешариков в гости. В этот день светило яркое солнышко…

1 ребёнок. Крош добрался на автобусе и подарил красивые цветы.

Логопед: Добавить можно слово с 2-мя звуками [с] и [ш] «душистые». Что получилось?

Ребёнок: Крош добрался на автобусе и подарил красивые и душистые цветы.

Логопед: Сережа, продолжай.

2 ребенок. Нюша приехала на автомобиле и привезла Совунье мольберт, чтобы рисовать красивейшие пейзажи.

Логопед: Свою карточку помести на доске.

3 ребенок. Бараш прилетел на самолёте, подарил шапочку.

Логопед: Уточни, какую? Ребенок: пушистая и шерстяная.

Логопед: Получилось… Ребёнок: Бараш прилетел на самолёте, подарил Совунье пушистую и шерстяную шапочку

4 ребенок. А Лосяш прибежал пораньше и приготовил фруктовые салаты.

Логопед: Подбери слово с 2-мя звуками. Как можно сказать про фруктовые салаты, какие они могут быть?

Ребёнок: Можно добавить слово «вкуснейшие». Лосяш прибежал пораньше и приготовил вкуснейшие фруктовые салаты.

5 ребёнок. Ежик прикатил на самокате и привез всем мороженое.

Логопед: Могу предложить тебе слово «прекраснейшее». Скажи все предложение вместе с этим словом.

Ребёнок: Ежик прикатил на самокате и привез всем прекраснейшее мороженое.

Логопед: Мне хочется продолжить историю вместе с Викой.

Вика: Получила Совунья подарки. Понравились они ей. Поставила на стол самовар и сушки.

Логопед: Угощение получилось на славу и всем понравилось!

Логопед: А закончится история так: Смешарики угостились и стали играть в весёлые и смешные игры, устроили дискотеку. Этот день был очень веселый и радостный.

III часть. Заключительная.

Оценка работы детей

Логопед: Вам понравилась история? Запомнили её? Кто хочет сам рассказать её по нашим всем карточкам? Ребенок пересказывает историю. Молодец, почти все запомнила.

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались! Что вам больше всего понравилось?

А что было самым сложным? Дети отвечают на вопросы, дают оценку сегодняшнему мероприятию.

Логопед: Главное, что мы научились различать звуки [с] и [ш] на слух, сумели правильно произносить их, когда они в одном слове. После занятия обязательно отправлю Смешарикам ваши таблицы. Им будет приятно. Они поблагодарят вас за помощь. Отметьте, с каким настроением вы закончили занятие. Положите оценку-символ на край стола. /Дети выкладывают смайлики: веселый и грустный, объясняют свой выбор/. Я благодарю вас всех за занятие. Вы – молодцы!

А сейчас предлагаю пройти в комнату Познания и посмотреть мультфильм про Смешариков. Спасибо, до свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья»Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 13:27
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Скоробогатова (УИ 577389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД