Анастасия
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков с-ц»
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [с] - [ц].
Задачи: Образовательные:
• учить детей дифференцировать звуки : различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;
• познакомить детей с новой загадкой;
• закрепить правильное произношение звуков С-Ц;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие :
• упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе;
• развитие умения искать в рифмовке выделяемое слово;
• развивать внимание, память;
• упражнять в координации речи с движениями;
Воспитательные:
• воспитывать внимание и активность детей;
• Воспитывать умение слушать сверстников, работать в коллективе, чувства товарищества.
- Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас, сегодня нас ждёт много интересного, мы отправимся в волшебный мир звуков. Надеюсь, что вы будете внимательными, дружными и активными.
Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся!
- Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (Со звука С)
- Давайте мы с вами тоже попробуем спеть как водичка: «С-С-С».
- А теперь произнесите звук С протяжно. На что похоже? (На песенку водички)
- Правильно, давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук С, и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой. Дети выполняют вместе с воспитателем.
- Придумайте слова, в которых есть звук С. (ответы детей)
- Молодцы! А теперь послушайте другую загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (Со звука Ц)
- А теперь произнесите звук Ц отрывисто. На что похоже? (На песенку белочки)
- Давайте споем песенку белочки.
- Придумайте слова, в которых есть звук Ц. (ответы детей)
- Молодцы! Предлагаю поиграть.
1. Игра «Поймай звук»
-Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, как бы умываясь. А если услышите звук «Ц», то махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом.
Слова: солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец, поцелуй, сок, серёжки, апельсин, ананас, собака, сироп, царь, цветы, заяц, танцы, осенний, целебная. слон, синий, снегирь, сорока, сырок, листок, стол, стрекоза, сосулька, сон, слива, санки, сила, стул, стекло, стена, страница, барсук, снеговик, птица, яйцо, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл, цифра, царь, конец, образец.
2. Игра «Скажи, что нашёл»
-Ребята, предлагаю вам сейчас подойти к столам, где вас ждут ящички с наполнением.
-Что вы видите? (песок)
-Песок обычный или необычный? Почему он не обычный? (Песок синий)
-Скажите, какой звук вы слышите в слове «синий»? (Звук С)
-Ребята, у меня для вас задание, сейчас для каждого из вас в песке лежит карточка, её нужно достать, нужно достать только 1.
-Что у тебя на картинке? Есть звук С или Ц, выдели его. В какой части слова находится этот звук?
3. Чистоговорки
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.
Са-са-са - на траве лежит роса.
Су-су-су - в лесу увидели лису.
Си-си-си - в пруду живут караси.
Ся-ся-ся - мы поймали карася.
Со-со-со - спустилось колесо.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
- С каким звуком чистоговорка? (С)
Ица-ица-ица - прилетела к нам синица.
Цу-цу-цу - дала всем по яйцу,
Цы-цы-цы - в гнезде пищат птенцы
Вец-вец-вец - хорошо пот певец.
Цо-цо-цо - снесла курица яйцо
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
- С каким звуком чистоговорка? (Ц)
4. Скороговорки
- Послушайте и повторите скороговорку:
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
Физкультминутка
- Поработали - устали. Дружно встали! Наша физминутка называется «Птица-синица».
Птице-синице на месте не сидится: (машут руками как крыльями)
Скачет по веткам, напьётся водицы - (прыжки на двух ногах, наклоны туловища вперёд)
Вот непоседа птица-синица. (машут руками как крыльями)
5. Игра «3 цыплёнка»
-Ребята, проверим вашу реакцию? Слушайте внимательно задание. Я буду медленно произносить: «Жили-были три цыпленка». А вы продолжайте: «Цып, Цып-цып,цып-цып-цып». Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят.
-Жили-были три цыплё нка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып.
6. Игра «Доскажи словечко»
- Молодцы! Вы отлично справились. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.
Как у нашей у бабуси
Во дворе гогочут (гуси)
Утром заплели сестрички
Аккуратные… (косички)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал … (заяц)
По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная (птица)
Вазу мы наполним сами
Разноцветными … (цветами)
- Какие вы молодцы! Предлагаю вам отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком С, если вы ответите правильно, то ответ появится на экране.
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут. (Облака)
-Предлагаю вам запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.
- Ну вот и заканчивается наше занятие, здорово у вас получается играть со звуками. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Что вам понравилось? На последок я дам вам задание с картинками, где нужно будет провести стрелочки и показать слова со звуками с и ц.
7. Графическое задание
птица, оконце, огурец, яйцо, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл, цапля, цыплёнок, цифра, царь, цирк, скворец.