Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Р]-[Р`], буква Р»

Екатерина Соломович
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Р]-[Р`], буква Р»

Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.

Задачи:

1) образовательные:

– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;

– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];

– совершенствовать умение определять место звука в слове;

– формировать навыки звукового анализа слов;

– дифференцировать понятия «звук»«буква»;

– совершенствовать навык чтения;

2) коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Звуки [Р]-[Р`], буква Р“» размещена в разделах

– развивать мышление;

– развивать произвольное внимание;

– развивать память;

– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;

– способствовать развитию воображения;

3) воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к различным планетам солнечной сисиемы;

– воспитывать умение работать сообща;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:.игрушки Смешарики, глобус, карта планет, картинки с изображение планет, синяя и зеленая миски, гриб, морковь, репа, рыба, мяч, карточки для звукового анализа слов, манка, песок, буквы магнитной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент

– Ребята, посмотрите, что это? (Самолетик). Давайте его рассмотрим. (Логопед разворачивает бумажный самолет)

– Смотрите, здесь какая-то карта? (Карта солнечной системы, на планетах Венера,Сатурн и Марс находятся Смешарики. В письме : Ребята, мы, Смешарики, мы полетели в космос, но попали в космическую бурю и разлетелись по разным планетам. Мы очень хотим вернуться домой, но не знаем как. Помогите нам, пожалуйста.

Логопед и дети стоят возле большого глобуса.

- Ребята, вот наша планета Земля, давайте поможем Смешарикам на нее вернуться.

– Смешарики приглашают нас в космос? (Да)

II. Актуализация опорных знаний

Для чего же нам эта карта? Наверное, это путь по которому нам предлагают двигаться. Чтобы летать по планетам нам нужен транспорт. Как вы думаете, на чем мы с вами полетим?

Логопед выставляет ребус на котором зашифровано слово ШАРОЛЕТ. После того, как дети отгадали ребус логопед спрашивает какой 3 - й звук в слове шаролет?

Логопед : Чтобы завести шаролет надо подготовиться, надо завести его мотор. Как гудит мотор?

Дети: РРРРРРР

Логопед : Как мы произносим звук Р?

— губки улыбаются;

— зубки сближены, но не соприкасаются;

— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;

— посередине язычка идет теплая воздушная струя;

— горлышко «работает».

Логопед дает характеристику звука Р. Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадратик с колокольчиком.

Логопед : Ребята, а у звука Р есть мягкая пара?

Дети: Есть. Это звук Рь.

Артикуляция звука Рь

Характеристика звука [Р'] : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)

– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)

Логопед : Сегодня звуки Р и Рь будут нам помогать! Теперь мы готовы лететь на шаролете.

Слышится звук шаролета. Дети отправляются в путешествие.

1) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах

Отправляемся на Венеру. Дети подходят к столу с изображением планеты Венера.

– Чтобы попасть на планету Венера, не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду вам бросать мяч и называть слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]) :

Ра-ря.

Ро-рё.

Ру-рю.

Рэ-ре.

Ры-ри.

Логопед называет каждому ребенку по 2- 3 разных слога.

2) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах

Логопед обращает внимание детей на карту.

– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас на Венере? (Первый нас встретит Крош).

Дети вместе с логопедом подходят к столику с макетом Венеры, на нем сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, рыба, морковка, перец).

– Ребята, почему рядом с Крошем лежат продукты? (Он хочет нас покормить с дороги)

– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Как вы думаете зачем ему две миски – синяя и зеленая? (Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положим в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую).

Дети берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.

- В слове рыба я слышу твердый звук Р. поэтому кладу ее в синюю тарелку.

Логопед : А где стоит звук Р в слове рыба? (в начале слова)

- В слове огурец я слышу мягкий звук Р. поэтому кладу его в зеленую терелку.

Логопед : А где стоит звук Рь в слове рыба? (в середине слова)

- В слове морковь я слышу твердый звук Р

Логопед : Куда ты положишь гриб, в синюю или зеленую миску?

- Я положу гриб в зеленую миску.

Логопед : Где стоит звук Рь в слове гриб, в начале. Середине или конце слова?

- В слове Гриб звук Рь стоит в середине слова.

После выполнения этого задания дети забирают Кроша с собой.

3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы

– Ребята, давайте узнаем, куда мы полетим дальше? Дети смотрят на карту. (Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит на Сатурне.

– Где находится Бараш? (Бараш находится на Сатурне)

- Как вы догадались? (у Сатурна есть кольца)

– Рядом с Барашем лежат какие –то карточки. Что это (карточки для звукового анализа) Чтобы вернуть Бараша на Землю давайте составим звуковую схему слова «Бараш».

Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.

– Назовите первый звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Назовите третий звук в слове «Бараш».

– Выберите для него обозначение.

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой последний звук в слове «Бараш»?

– Как мы его обозначим?

– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?

– Назовите их по порядку.

– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.

– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?

4) Физкультминутка

– Ребята, мы хорошщо поработали. Пора и отдохнуть. Все мы знаем, что Бараш любит сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.

Мы шагаем, как Совунья,

Приседаем мы, как Пин,

Наклоняемся, как Ёжик,

Вместе с Крошем мы бежим,

Пудрим носики, как Нюша,

Мы с Лосяшем вдаль глядим,

Роем грядки, как Копатыч,

А с Кар-Карычем летим!

5) Соотнесение звуков с буквой

Дети с логопедом передвигаются с помощью карты к планете Меркурий. Возле макета с изображением планеты они встречают Нюшу, Она сидит возле кратера вулкана.

– Ребята, на Планете Меркурий очень много вулканов. А здесь недавно было извержение вулкана, потому так много пепла. Но что же мы видим среди пепла? (буквы)

- Давайте подуем на пепел, но мы помним,что вдох делаем носом, а выдох ртом. Что мы видим? (буквы) Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)

– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)

– Найдите эту букву.

Дети находят букву Р среди других букв

6) Анализ графического изображения буквы Р

– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)

– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

7) Конструирование буквы Р из камешек Марблз.

– Здесь лежат камни с планеты Меркурий. Составьте букву Р из этих камней. Так как вам удобно и где вам удобно.

8) Чтение слов с буквой Р

Дети подходят к последнему макету планеты Марс, на котором сидит Кар-Карыч и Пин. На макете много красного песка.

– Как вы думаете на какой планете оказался Кар – Карыч? (на Марсе)

– Давайте потрогаем песок может быть под ним мы что-то найдем. Дети трогают а песок и находят карточки, на которых напечатаны слова. Логопед просит детей прочитать слова и прикрепить их к соответствующим картинкам.

– Давайте поможем Кар-Карычу и Пину соединить слово с подходящей картинкой. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.

- Что ж,ребята,мы помогли Смешарикам, выполнили все задания, побывали на всех планетах, которые указаны в карте, нам пора возвращаться домой.

III. Заключительная часть

Подведение итогов

Слышится звук шаролета.

_ Ребята, мы помогли Смешарикам вернуться на Землю. Нам самим тоже пора вернуться в сад. Все вернулись? (Все)

– Какие звуки нам сегодня помогали? (Нам помогали звуки Р и Рь)

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Красавица зима. Звуки [з], [з’]. Буква З» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группеТема:.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К» Тема: звуки [К], [К’]. Буква К. Цель: знакомство с буквой К и звуками [К], [К’]. Задачи: 1. Закрепление навыка четкого произношения звуков.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе по теме «Звуки [Х]-[Х’]. Буква Х» Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – ХЬ. Буква Х» Цель: Закрепить у детей представление о звуках.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Буква «Р» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Занятие. Звуки б,бь. Буква Б. Лексическая тема. «Дикие и домашние животные». Задачи. Познакомить с буквой (Б). Закреплять правильное произношение.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [в]-[в’]. Буква В» Одинцова А. А. г. Волоколамск Московской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной комбинированной группе «Звуки [П], [П’], буква П» Тема: «Звуки [П], [П*], буква П». Цель: знакомство со звуками [П], [П*], буквой П. Задачи: Образовательные: - Учить четко произносить звуки.

НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]»НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]» НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]» Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`]. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Любимая буква Кощея» МКДОУ д/с № 11 г. Пласта НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЗВУК.

Презентация коррекционно-развивающего занятия «Звук [У] и буква У» в подготовительной логопедической группе Занятие. Звук и буква У. /подготовительная логопедическая группа/ - развитие фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Р]-[Р`], буква Р»
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 12:19
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД