Голодова Наталья Геннадьевна
Конспект занятия в старшей логопедической группа «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группа №2 по теме : «Насекомые».
Цели:
Образовательные:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группа „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память.
-Развивать связную речь.
- Развивать образность речи.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Развивать общую моторику, координацию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Вос. :- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2. Вводная часть.
(дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука).
Вос. :- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
«Дорогие ребята, мы попали в беду- пишет бабочка- злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
(обратить внимание детей на тревожные звуки, доносящиеся с лесной полянки).
Вос. :- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы детей)
3. Введение в тему.
Вос. :- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышам помоги!
Вос. :- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми)
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (одеть шапочки)
-Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте) : «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4. Игра «Загадки-отгадки».
(воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску).
1. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Вос. :- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?У нее четыре крыла,
2. Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Вос. :- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
3. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Вос. :- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?Он работник настоящий
4. Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Вос. :- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
5. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (божья коровка).
Вос. :- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
6. Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы! (кузнечик)
7. Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (комар)
8. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)
Вос. :- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
- Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
Вос. :- - Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5. Физминутка «Сороконожка».
Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен, (дети идут, высоко поднимая колени)
Обойду я лужи! (будто шагают через лужи)
Грязи в дом не принесу, (дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу!
И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Вос. :- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с заданиями.
(дети останавливаются, садятся за столы. Задание нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа).
6. Игра «Червёртый лишний».
(составление предложений с союзом «потому что»).
Вос. :- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Вос. :- Выполнив это задание мы с вами еще спасли муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
(дети читают стихи, выполняя различные движения).
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (дети ритмично помахивают руками)
З- з- з – комар пищит, (выставить указательный палец)
Укусить скорей спешит. (делают ритмичные выбросы рук вперед)
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
Вос. :- Продолжим наше путешествие. (подошли к лужайке и нашли конверт) – Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим рассказ.
7. Игра «Составь рассказ по схеме».
• Бабочка отложила яйца на цветке.
• Потом появились гусеницы.
• Гусеницы питались листьями и быстро росли.
• Потом гусеницы превратились в куколки.
• Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать.
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Вос. :-Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на полянку бабочку)
8. Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Вос. :- Задание сложное, нужно быть аккуратными, глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Вос. :- Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Физкультминутка «Отгадай и покажи».
Вос. :- А что бы превратиться в детей нам нужно отгадать насекомых по звуку и показать их. (дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки).
(воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)
- Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вос. :- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
- Вы все сегодня были молодцы!
9. Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
-Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы -легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши руки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.