Папки-передвижки

Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста

Евгения Дьячкова
Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Именно музыка – самое эмоциональное искусство. Её воздействие на формирование личности огромно, поэтому начинать музыкальное развитие ребёнка нужно как можно раньше. И музыкально-дидактическая игра определяется как ведущий вид деятельности, так как она включает все разделы занятия. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. И поэтому ведущую роль в игровых технологиях занимает музыкально-дидактическая игра.

Публикация «Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Целью музыкально-дидактических игр является формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, из которой вытекают следующие задачи:

– развитие звуковысотного слуха;

– развитие чувства ритма;

– развитие тембрового и динамического слухов;

– развитие творческой активности;

– обогащение новыми впечатлениями.

Чтобы у ребёнка возникало желание петь и слушать музыку, играть и танцевать музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

В нашем доме ребёнка воспитываются дети с нарушениями в развитии и дети-инвалиды. Включая в музыкальные индивидуальные занятия музыкально-дидактические игры, я учитываю физические особенности каждого ребёнка. Многие игры адаптирую под возможности детей, некоторые из которых являются авторской разработкой.

Музыкально-дидактические игры играют огромную роль, так как включают в себя все разделы музыкального образования: слушание, пение и музыкально-ритмические движения. Они развивают не только музыкальные способности детей, но и влияют на речевое, физическое, психическое развитие в целом.

Для проведения занятий мною была создана картотека из 40 музыкально-дидактических игр для детей от 2 до 4 лет, имеющих нарушение в развитии, которые были адаптированы под возраст и возможности этих детей.

В качестве примера рассмотрим следующие музыкально-дидактические игры:

1. Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики». Целью игры является различение низких и высоких звуков. Давая понятия детям о высоких и низких звуках, связанные с образами птицы-мамы и птенчика, и заостряя внимание на том, что птица-мама поёт низким голосом, ребёнок сажает птицу-маму на нижнюю ветку. Для правильного выполнения и заинтересованности ребёнка читаю стихотворение:

Птички весело летают,

Крошки с травки собирают,

Мама деток позвала:

«Чик-чирик! Клевать пора!

Птенчики откликаются птице-маме высоким голосом, ребёнок сажает птенчика на верхнюю ветку.

2. Игра «Палочки-игралочки». Целью данной игры является развитие чувства ритма. Дети отстукивают ритмический рисунок в соответствии с быстрой и медленной музыкой. В гости к детям приходит Петрушка: под медленную музыку он гуляет, а под быструю пляшет. Детям с тяжёлыми нарушениями помогает выполнять задание воспитатель.

3. Игра «Бабочки на лугу». Целью данной игры является развитие динамического слуха и творческой активности. Нескольким детям выдаются бабочки на ленточке. На громкую и весёлую музыку бабочки летают над лугом, а на тихую и спокойную садятся отдыхать на цветы. Когда дети усвоили это задание, мы предлагаем всем детям «превратиться» в бабочек и «летать» по всему залу, при этом каждый ребёнок проявляет творческую активность: кто-то имитирует полёт, а кто-то просто кружится. Когда меняется музыка и начинает звучать тихо, то все «дети-бабочки» присаживаются на цветы и отдыхают.

4. Игра «Угадай, на чём играю». Целью данной игры является умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов и научить детей слаженно играть в оркестре. В гости к детям приходит Петрушка и прячется за ширмой. Из-за ширмы звучат звуки знакомых детских музыкальных инструментов: бубен, погремушка, колокольчик, трещотки. Дети отгадывают звучание каждого из них. Петрушка раздаёт музыкальные инструменты каждому ребёнку и предлагает сыграть вместе в оркестре.

5. Игра «Кто по лесу идёт?». Целью данной игры является развитие звуковысотного слуха, учить детей различать низкие, средние и высокие звуки, развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Перед детьми лежат фигурки медведя, лисы и зайца. После того, как дети достаточно хорошо усвоили звучание низких звуков медведя, средних звуков лисы и высоких звуков зайца, предлагаю угадать, кто по лесу идёт. Для этого исполняю мелодию мишки в низком регистре, ребёнок выбирает соответствующую фигурку и устанавливает её на стенде с изображением леса (аналогично для других зверей). В дальнейшем предлагаем всем детям имитировать движения медведя, лисы и зайца в соответствии с их музыкой. Для закрепления занятия проигрываются низкие, средние и высокие звуки на металлофоне, при этом на молоточке которого прикрепляются фигурки зверей.

6. Игра «Мишка спит и пляшет». Целью данной игры является развитие динамического и звуковысотного слухов у детей. К детям в гости приходят мишки, они шли долгой дорогой из леса, устали и захотели спать. Я предлагаю покачать мишек и спеть им колыбельную песенку. Когда мишки отдохнули, начинает звучать весёлая и высокая музыка, мишки проснулись и заплясали у детей на коленях.

7. Игра «Весёлый кубик». Целью данной игры является развитие творческих проявлений в посильной эмоционально-выразительной передаче образов. Дети стоят в кругу, звучит любая весёлая мелодия, и они передают друг другу кубик, на гранях которого есть картинки с изображением животных: кошки, зайца, медведя, мыши, лисы и лошадки. Передавая кубик, я произношу слова:

Нужно взять весёлый кубик

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать.

Ребёнок, у которого оказался с окончанием музыки кубик, бросает его на пол. Я спрашиваю: «Кто изображён на верхней грани кубика?» Дети отвечают: «Кошка». Я предлагаю показать под музыку, как движется это животное. Дети выполняют характерные движение этого животного под музыку, и игра повторяется снова.

8. Игра «Лэйбук». Целью данной игры является развитие музыкально-творческих способностей детей, развитие музыкально слуха, мышления и слухового внимания, поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности и самостоятельности. Лэйбук представляет собой самостоятельную интерактивную папку с карманами, в которых собран материал по определённой теме. Дети достают карточки с картинками из определённого раздела, называют, например, какой музыкальный инструмент изображён на картинке, находят его на столе и играют на нём. Работая с лэйбуком, я отметила, что дети проявляют инициативу и самостоятельность, обогащается музыкальный опыт ребёнка.

Музыкальные занятия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также один из способов познания мира. Используя педагогические технологии в музыкально-дидактических играх, дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развиваются самостоятельность, инициативность, способность к восприятию, различению основных свойств музыки. В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Дидактические игры по теме «Времена года» для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВРЕМЕНА ГОДАЗадачи педагога: формирование представления о том, что каждое время года имеет определяющий цвет: зима - белый, осень - жёлтый,.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игра 1 "Расставь матрёшек по росту" Цель: Развитие внимания и мышления Материал: игрушка матрёшка Ход игры: Педагог раскрывает Матрёшку,.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 19:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД