Яковлева Анастасия Юрьевна
План самообразования «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр
Данная тема для самообразования была выбрана мною на 2023-2024 год.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 год
Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2024
Цель: повышение профессиональной компетенции и систематизация методических материалов по использованию коммуникативных игр с детьми раннего возраста.
Публикация «План самообразования „Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Задачи:
1) Изучить теоретический и методический материл;
2) Обеспечить психологически безопасные условия, эмоционально – комфортные условия для ребенка раннего возраста;
3) Обогатить развивающую среду группы (создание и приобретение необходимого материала для проведения коммуникативных игр);
4) Повышение компетентности родителей (законных представителей) по данной теме.
Актуальность темы
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). На втором году жизни эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста.
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)
• Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
• Игры чисто «словесные»;
• Игры пальчиковые;
• Игры малой подвижности;
• Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
• Игры хороводные (в кругу, игры в паре;
• Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики;
• Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т. д.
Практический выход:
- консультация для родителей;
- отчет;
- картотека коммуникативных игр по обеспечению эмоционального благополучия детей раннего возраста.
Литература по теме:
• Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.
• Гиппенрейтер Ю. П. Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
• Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
• Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. - М. : Академия, 2001. -117 с.
• Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.
• Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. : Генезис, 2001.- 98 с.
• Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. ил. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
• Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
• Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
• Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М. : Изд. дом "Искатель", 2007.
• Шишова Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М. : Изд. дом "Искатель", 1997.
Этапы самообразования.
1) Установочный (выбор темы, постановка цели, задач, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме)
2) Практический (работа с детьми, работа с родителями, самореализация)
3) Итоговый (фотоотчет)
Ожидаемые результаты:
• Создание атмосферы радости, накопление положительных эмоций;
• Стремление ребенка к общению со взрослыми, друг с другом;
• Развитие внимания, быстроты реакции;
• Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия, речи и др.);
• Родители проявляют интерес в развитии ребенка;
• Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Перспективный план по самообразованию на 2023-2024 учебный год
Работа с детьми
Сентябрь
Игра «Утреннее приветствие»
Долгосрочный проект по адаптации «С улыбкой в детский сад»
Игровое упражнение «Водим хоровод с куклой»
Нетрадиционное рисование пальчиками
Чтение, показ и проговаривание стихов А. Барто
Пальчиковая игра «Моя семья»
Октябрь
Создание уголка уединения
«Чудо пальчики». Выставка поделок с использованием мелких деталей
Игра «Ладошка»
Долгосрочный проект «Здравствуй, сказка»
Хороводная игра «Зайка шел»
Ноябрь
Краткосрочный проект «Мои любимые игрушки»
Создание необычного «радужного дождика»
Оформление газеты «Я и мама»
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку»
Декабрь
Игра «Хома, хома, хомячок»
Музыкальный коврик. «Коврик радости»
Долгосрочный проект «Зимушка – зима»
Игра «Кто пришел к нам в гости?»
Январь
Игра «Дождик»
Смайлики настроения
Игра – упражнение «Пожалуйста – спасибо»
Игра «У птички болит крылышко»
Февраль
Создание альбома с семейными фотографиями
Оформление газеты «Я и папа»
Хороводная игра «Овощи»
Краткосрочный проект «Овощи и фрукты»
Март
Краткосрочный проект «Домашние животные»
Игра «Разные мамы»
Хороводная игра «У медведя во бору»
Игра «Я хороший»
Игра «Покажу, как я люблю»
Апрель
Игра «Бубен»
Краткосрочный проект «Мой дом»
Май
Игра «Хозяюшка»
Краткосрочный проект «Солнышко лучистое»
Упражнение «Запомни движение»
Игра «Обижаться не могу, ой кричу кукареку»
Работа с родителями
Сентябрь
Консультация по вопросам развития детей
Памятка «Подготовка ребенка к посещению детского сада»
Беседа «Первые дни пребывания в детском саду»
Оформление веранды
Октябрь
Создание буклета «Играть весело»
Опрос родителей «Настроение после детского сада»
Мини – лекция «Детская истерика»
Оформление папки – передвижки «Игры – забавы и потешки для малышей»
Ноябрь
Информационный коллаж по видам коммуникативных игр
Консультация для родителей «Итоги адаптации»
Беседа «Значение режима дня»
Декабрь
Создание групповой газеты «Моя семья»
Консультация «Эмоции детей»
Январь
Фоторепортаж «Играем дома в коммуникативные игры». Создание стенгазеты
Февраль
Видеорепортаж «Моя любимая игра»
Беседа «Роль пап для успешной адаптации в детском саду»
Март
Мастер – класс «Мы родом из детства»
Апрель
Информационный лист «В царстве капризов и упрямства. Кризис 3 лет»
Клуб вопросов и ответов
Май
Работа по благоустройству территории детского сада
Озеленение территории учреждения
Родительское собрание «Наши достижения»