Получи документы

Опыт «Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В. В. Воскобовича»

Ольга Ярова
Опыт «Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В. В. Воскобовича»

Условия возникновения, становления опыта

Обучение грамоте включено в образовательную область «речевое развитие» и состоит из трех направлений работы с детьми дошкольного возраста : развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой стороной языка и подготовка руки к письму.

Публикация «Опыт „Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В, В, Воскобовича“» размещена в разделах

Главное условие успешного обучения грамоте – сформированность фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

В 2016 - 2017 г. по результатам педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной у детей старшего дошкольного возраста я заметила недостаточно высокие показатели по двум направлениям образовательной области «речевое развитие». По направлению «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» выявлены следующие мониторинговые показатели: высокий уровень эффективности педагогических воздействий – 35%, средний – 44%, низкий – 21%.По направлению «формированиезвуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте» : высокий – 29 %, средний – 50 %, низкий – 21 %.

В соответствии с требованиями ФГОС, к целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе его завершения) относятся следующие достижения ребенка:«…может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Я пришла к выводу, что использование разнообразных традиционных методов и приемов для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста уже недостаточно. Необходимо искать новые пути решения данной проблемы с целью достижения более высоких результатов в работе и более высокого уровня речевого развития воспитанников.

Обсудив эту проблему с коллегами, я стала внимательно изучать новые методики по обучению грамоте, которые предлагает современное образовательное пространство. В частности, меня заинтересовала игровая педагогическая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,которая включает в себя комплект "Чтение через игру", а также другие игры, способствующие развитию у детей предпосылок грамотности.

"Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета.

Все игры Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя.

Стремление включить игры В. В. Воскобовича в образовательную деятельность детского сада, побудило меня составить систему занятий по обучению грамоте, внедрение которой осуществлялось в течение 2017 – 2019 гг.

Таким образом, мною были сформулированы цель и задачи работы в этом направлении.

Цель

Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи

• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.

• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность опыта

Данная тема является актуальной, так как использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Как показывает опыт, ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.

Передо мной встала острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – не всегда работает. От педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка, требованиями программы и финансовыми возможностями.

Овладение ребенком основам грамоты - очень сложный процесс. Для того чтобы превратить сложный процесс обучения грамоте, чтению в занимательную, интересную игру на помощь пришла игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволило мне перейти от привычных занятий по обучению грамоте к познавательной игровой деятельности. К развивающим играм разработано методическое сопровождение в виде сказок фиолетового леса.

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом события, проживает веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героями препятствие и добивается успеха.

Благодаря тому, что развивающие игры В. В. Воскобовича являются для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в правильной организации образовательного процесса, при которой игры В. В. Воскобовича для дошкольников могут широко использоваться на практике для развития фонематического слуха и формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Теоретическая база опыта

В. В. Воскобович в настоящее время живет в Санкт-Петербурге. По специальности Вячеслав Вадимович инженер - физик.

Как признается сам Вячеслав Вадимович, в педагогику его «привели» собственные дети, его сыновья, а также небольшой выбор игрушек в эпоху Перестройки. Пытаясь найти альтернативу обычным игрушкам, он изготовил из подручных материалов первую игру «Геоконт». Таким образом, человек без педагогического образования решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Вначале он опирался на работы и подходы Н. А. Зайцева и Никитиных Б. П. и Е. А., которые формировали незаметное развитие детей во время повседневного времяпрепровождения. Но тем не менее копировать чужое Вячеслав Вадимович не стал, поэтому его игры и вызвали такой интерес.

Действительно, первые игры, которые появились в начале 90-х, «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание.

С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде, а потом и за его пределами.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорфский детский сад, другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории.

Чуть позже автор организовал фирму по выпуску игр, где воплощает в жизнь множество своих гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции.

В настоящий момент ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий автора.

Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.

Новизна опыта

Данный опыт является синтезом уже существующего подхода к использованию технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте старших дошкольников и материалов из личного опыта работы.

Изучив нормативно – правовые документы, методическую литературу по обучению грамоте, технологию «Сказочные лабиринты игры», я разработала перспективный план работы, который заключается в использовании игр из вышеупомянутой технологии не только на занятиях по обучению грамоте, но и в свободной деятельности, и в рамках индивидуальной работы.

Не все игры, предложенные автором, были использованы мною в оригинальном виде. Некоторые игры я скорректировала и адаптировала к конкретным условиям реализации, в частности, к методике, по которой мы работаем (Н. С. Варенцова).

Кроме этого, иногда из технологии я использовала только сюжетную линию и героев, при этом вводила задания, добавленные из личного опыта работы; или только игру, придумывая вместе с детьми другие сказочные сюжеты; или материалы для изготовления игр, предложенные В. В. Воскобовичем. Но, так или иначе, везде прослеживается задумка автора.

Единственный недостаток игр В. В. Воскобовича, а именно их дороговизна, я превратила в достоинство. Изучив подробнее игры, я определила для себя, что часть пособий можно сделать своими руками.

Поэтому отличительная особенность работы в данном направлении – использование игр, сделанных своими руками.

Технология опыта

Работа по теме опыта велась в течение 3 лет.

Первый этап – начальный - 2017 год.

На начальном этапе мною была сформулирована цель и задачи.

Цель

Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи

• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.

• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Затем для организации занятий по освоению детьми игр В. В. Воскобовича мною была проведена следующая предварительная работа:

• изучила нормативно – правовую базу;

• подобрала методическую литературу;

• разработала перспективный план работы по внедрению игр В. В. Воскобовича в образовательный процесс;

• разработала конспекты занятий;

• создала картотеку развивающих игр В. В. Воскобовича;

• провела консультацию для родителей «С чего начинать обучение грамоте»;

• приобрела оригинальные игры;

• изготовила игры своими руками;

• приняла участие в научно - практическом всероссийском веб-семинаре «Технология «Сказочные лабиринты игры» в ДОО и школе»;

• провела родительское собрание на тему «Развивающие игры Воскобовича – что это;

• оформила в группе интеллектуально-игровой центр, выполненный на щите в форме аппликации «Фиолетовый лес», «населенный» персонажами сказок.

Второй этап – основной – 2018 – 2019 год.

Третий этап – заключительный – 2020 год.

Вячеслав Вадимович выделяет 3 блока развивающих игр:

• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или обучению грамоте;

• конструктивный блок – различного рода конструкторы.

На занятиях по обучению грамоте я использую игры всех трех блоков. Для меня очень важно заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития.

Работа в системе с играми В. В. Воскобовича, имеющими развивающий характер, позволяет успешно формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте у детей и достичь более высокого уровня развития детского интеллекта.

Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.

В связи с этим, можно выделить следующие отличительные особенности данной технологии :

• Многофункциональность. Одна игра способна решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, звуковую активность, речь, познавательные способности, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре. Мы с детьми что-то придумываем и тут же воплощаем свои «задумки» в действительность.

Вариативность: игровые задания мы корректируем или придумываем свои.

Сказочность методик: Фиолетовый лес, Поляна золотых плодов, Озеро Айс,персонажи - малыш Гео, Околесик, Ворон Метр, Паук Юк и многие другие. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается. Игры объединяет единое сказочное пространство. Все инструкции к играм – это сказки Фиолетового Леса. «Фиолетовый лес» - это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. Сказка – прекрасная возможность повысить эффективность обучения детей дошкольного возраста. Забавные персонажи, увлекательные приключения помогают заинтересовать их. Это сказочный сюжет, в который включены проблемно-поисковые вопросы и интеллектуальные задачи. Очень удобно - читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии "Сказочные лабиринты игры" - авторские.

Возрастная направленность: от 2 до 10 лет и старше. Одну и ту же игру можно использовать и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает упражнения в одно-два действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей. Лучше всего у детей развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.

• Универсальность по отношению к программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в методику Н. С. Варенцовой, по которой мы работаем.

• Творческое начало. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.

В своей практике я применяю следующие технологии :

• Здоровьесберегающая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз)

• Информационно-коммуникационная технология (компьютер, проектор)

• Игровая

Технология исследовательской деятельности

• Личностно - ориентированная технология

Продолжительность занятия по обучение грамоте составляет 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Также на втором этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Виды деятельности

• Игровая.

• Двигательная.

• Коммуникативная.

При этом задействованы 3 формы организации детей

• Индивидуальная

• Работа в парах

«Мозговой штурм».

Результативность

Для подведения итогов эффективности применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста провожу мониторинг в начале и конце учебного года. Индивидуальное развитие детей выявляется в результате педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной.

После итоговой диагностики можно выделить существенные положительные изменения в речевом развитии дошкольников.

По направлению «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» высокий уровень эффективности педагогических воздействий вырос с 35% до 69 %.

По направлению «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» высокий уровень эффективности педагогических воздействий вырос с 29 % до 67 %.

Диагностика по уровню речевого развития доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:

1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.

3. Создает условия для личностного развития.

Таким образом, использование технологии В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному решению задач обучения старших дошкольников по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Адресная направленность

Данным опытом могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью ознакомления с условиями использования технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте.

Внедрение развивающих игр в образовательную деятельность заключается в планировании внутренней системы взаимодействия по всем направлениям: работа с детьми, родителями, воспитателями и специалистами учреждения.

Библиографический список

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2009

2. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2007

3. Воскобович В. В. «Гео-Метри-Я» - М., 2007

4. Воскобович В. В. «Тайна ворона Метра» - М., 2007

5. Воскобович В. В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015 г.

6. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2010 г.

7. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М. : Просвещение, 2008.

8. Карелина С. Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В. В.» - Воронеж, ИП Лакоценина С. С. ,2012

9. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

10. Электронные ресурсы.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В. В. Воскобовича»
Опубликовано: 10 января 2020 в 23:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД