Лучший педагог года

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

Наталья Шостак
Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи к овладению грамотой

Актуальность исследования. Важнейшей задачей воспитания в дошкольных учреждениях является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к овладению грамотой, что предполагает создание необходимых предпосылок для его развития. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова.

Публикация «Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой» размещена в разделах

Как показывают данные ряда авторов (О. Н. Правдиной, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, H.В. Новоторцевой, М. Е. Хватцева и др., от 20 до 30% детей, даже в условиях массового детского сада, ко времени поступления в школу не умеют правильно произносить все звуки речи, при этом у многих детей различные недостатки звукопроизношения сопровождаются и значительными отклонениями в развитии фонематических процессов, что часто остается незамеченным. Исследователи описывают у детей с ФФНР несформированность слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков в слово. Но такие недостатки речи, как замены, смешения, перестановки звуков, уже должны настораживать педагога, поскольку являются показателем недостаточного восприятия и различения воспринимаемых ребенком звуков, то есть нарушением фонематического восприятия.

Именно поэтому выявление нарушений фонетико-фонематических функций у дошкольников и определение наиболее эффективных методов их коррекции приобретает особую значимость в период подготовки детей к грамоте.

Материалы собственных исследований.

С целью выявления особенностей и уровня сформированности фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников с ФФНР было проведено исследование.

Исследовательская часть представлена тремя экспериментами:

1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности и уровень развития фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка» города Нефтеюганска. Для проведения экспериментальной работы были отобраны 26 дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. Из них 13 детей с ФФНР составили экспериментальную группу и 13 детей - контрольную группу.

Среди обследованных дошкольников экспериментальной группы с ФФНР нарушения произношения свистящих звуков наблюдались у всех 13 детей (100%, шипящих - у 11 детей (84,6%); звуков [Р], [Р’] - у 8 человек (61,5%, [Л], [Л’] - у 7 детей (53,8%). Данные звуки являются сложными по артикуляции и позже других появляются при становлении звуковой стороны речи (В. И. Бельтюков, [2]). Кроме артикуляторно сложных звуков у детей с ФФНР встречались нарушения произношения и звуков раннего онтогенеза, а именно простых по артикуляции переднеязычных [Т], [Д], [Н], [Д’], [Н’] - 6 чел. (46,2%, мягких заднеязычных [К’], [Г’], [Х’] - у 1 ребенка (7,7%) и звука [Й] - у 1 ребенка (7,7%).

Исследование некоторых неречевых функций, значимых для становления фонематических компонентов, а именно состояния слухового внимания и слухоречевой памяти, показало низкий уровень их развития у большинства детей с ФФНР, что также позволяет считать это одним из факторов, препятствующих успешной ориентировки в звуковой действительности.

Ни один ребенок экспериментальной группы по результатам первоначальной диагностики не показал высокого уровня готовности к овладению грамотой, что доказывает либо нарушение, либо недоразвитии у них фонетико-фонематических компонентов речи.

Рисунок 1. Уровень готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что дошкольники с ФФНР, показавшие средний и низкий уровень развития фонетико-фонематической стороны речи (а это все 13 детей нашей экспериментальной группы, составляют группу риска в овладении грамотой и нуждаются в проведении коррекционно-логопедической работы по устранению выявленных нарушений.

На основе полученных нами результатов констатирующего эксперимента была составлена программа коррекционной работы для детей, имеющих нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Нами были определены следующие направления логопедической работы по коррекции нарушений у детей :

1) Развитие психологических предпосылок формирования произносительной стороны речи (слухового внимания, слухоречевой памяти).

2) Коррекция недостатков артикуляционной моторики.

3) Устранение нарушений звукопроизношения.

4) Развитие восприятия речи.

5) Формирование фонематического анализа.

6) Формирование фонематического синтеза.

7) Формирование фонематических представлений.

Для каждого направления были подобраны различные дидактические, сюжетные, словесные и артикуляционные игры. Были использованы методические пособия таких авторов, как Акименко В. М. [1], Голубева Г. Г. [3], Грунская Л. Я. [4], Дьякова Н. И. [5], Ефименкова Л. Н. [6], Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. [7], Каше Г. А. [8], Кислякова Ю. Н. [9], Ковшиков В. А. [10], Козырева Л. М. [11], Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [12], Лопатина Л. В. [13], Лопухина И. С. [14], Новиковская О. А. [15], Парамонова Л. Г. [16], Поливара З. В., Филатова И. А. [17], Селиверстов В. И. [18], Ткаченко Т. А. [19].

На схеме представленной ниже, видно, по каким направлениям и в какой последовательности проводилась работа с детьми экспериментальной группы (рисунок 2).

Рисунок 2. Применение дифференцированного подхода к подготовке старших дошкольников экспериментальной группы с ФФНР к овладению грамотой

Представленные выше направления обучающей работы были проверены экспериментально.

Полученные данные контрольного эксперимента для наглядности представлены в виде таблицы 1, которая отражает результаты выполнения предложенных заданий до и после проведения с детьми формирующего эксперимента.

Таблица 1

Результаты выполнения заданий на исследование фонетико-фонематических компонентов речи детьми экспериментальной группы до и после логопедической работы (в % от общего числа детей в группе)

Вид задания Число детей, давших правильные ответы

ДО работы ПОСЛЕ работы

Звукопроизношение - 38,5

Восприятие и дифференциация слов-квазиомонимов 38,5 84,6

Восприятие и дифференциация согласных звуков в слогах - 53,8

Определение первого звука в слове 61,5 100,0

Определение последнего звука в слове 53,8 92,3

Определение местоположения звуков в слове 23,1 46,2

Определение последовательности звуков в слове 23,1 46,2

Определение количества звуков в слове 15,4 61,5

Фонематический синтез 61,5 76,9

Отбор картинок с заданным звуком 30,8 84,6

Подбор слов с заданным звуком 15,4 69,2

Анализ результатов выполнения детьми экспериментальной группы заданий позволил нам, по аналогии с констатирующим экспериментом, выделить уровни их готовности к овладению грамотой. Покажем распределение детей до и после коррекционно-логопедической работы на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень готовности дошкольников с ФФНР к овладению грамотой до и после проведения логопедической работы

Итак, анализируя результаты по окончании обучающего эксперимента, мы получили, что на высоком уровне готовности детей к овладению грамотой оказалось 3 дошкольника, тогда как по результатам констатирующего эксперимента их не было ни одного. В то же время на низком уровне осталось только 2 ребенка (при первоначальной диагностике низкие результаты показали 6 детей). То есть эксперимент показал, что при целенаправленном логопедическом воздействии у детей с ФФНР возможно успешное формирование различных компонентов фонетико-фонематической стороны речи в оптимальные сроки. Итог работы позволяет сделать вывод о немаловажном практическом значении предложенной методики обучающего эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей. / В. М. Акименко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 110 с.

2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка // Вопросы психологии. / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова - 1975. - № 5. - С. 17-31.

3. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева - СПб. : Союз, 2007. - 387 с.

4. Грунская, Л. Я. Речевая полянка // Логопед – научно-методический журнал. / Л. Я. Грунская - 2008. - № 8. - С. 88-89.

5. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. / Н. И. Дьякова - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. / Л. Н. Ефименкова - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.

7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - М. : КнигоМир, 2011. - 320 с.

8. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда / Г. А. Каше - М. : ЕЕМедиа, 2012 - 171 с.

9. Кислякова, Ю. Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие. - / Ю. Н. Кислякова - Мозырь: Белый ветер, 2011. - 15 с.

10. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков (Методы и дидактические материалы). / В. А. Ковшиков - СПб. : Каро, 2006. - 128 с.

11. Козырева, Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. / Л. М. Козырева - М. : Издатшкола, 2000. - 144с.

12. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - М. : Гном и Д, 2001. – 136 с.

13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. / Л. В. Лопатина - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2004. - 192с.

14. Лопухина, И. С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М. : Корона-Век, 2012. - 144 c.

15. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. / О. А. Новиковская - М. : АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с.

16. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи. / Л. Г. Парамонова - СПб. : АСТ, 2011. - 250 с.

17. Поливара, З. В. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией. / З. В. Поливара, И. А. Филатова - Тюмень: Вектор-Бук, 2002. - 24 c.

18. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов - М. : Владос, 1994. - 280 с.

19. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. / Т. А. Ткаченко - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 33 с.

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи к овладению грамотой

Актуальность исследования. Важнейшей задачей воспитания в дошкольных учреждениях является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к овладению грамотой, что предполагает создание необходимых предпосылок для его развития. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова.

Как показывают данные ряда авторов (О. Н. Правдиной, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, H.В. Новоторцевой, М. Е. Хватцева и др., от 20 до 30% детей, даже в условиях массового детского сада, ко времени поступления в школу не умеют правильно произносить все звуки речи, при этом у многих детей различные недостатки звукопроизношения сопровождаются и значительными отклонениями в развитии фонематических процессов, что часто остается незамеченным. Исследователи описывают у детей с ФФНР несформированность слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков в слово. Но такие недостатки речи, как замены, смешения, перестановки звуков, уже должны настораживать педагога, поскольку являются показателем недостаточного восприятия и различения воспринимаемых ребенком звуков, то есть нарушением фонематического восприятия.

Именно поэтому выявление нарушений фонетико-фонематических функций у дошкольников и определение наиболее эффективных методов их коррекции приобретает особую значимость в период подготовки детей к грамоте.

Материалы собственных исследований.

С целью выявления особенностей и уровня сформированности фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников с ФФНР было проведено исследование.

Исследовательская часть представлена тремя экспериментами:

1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности и уровень развития фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка» города Нефтеюганска. Для проведения экспериментальной работы были отобраны 26 дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. Из них 13 детей с ФФНР составили экспериментальную группу и 13 детей - контрольную группу.

Среди обследованных дошкольников экспериментальной группы с ФФНР нарушения произношения свистящих звуков наблюдались у всех 13 детей (100%, шипящих - у 11 детей (84,6%); звуков [Р], [Р’] - у 8 человек (61,5%, [Л], [Л’] - у 7 детей (53,8%). Данные звуки являются сложными по артикуляции и позже других появляются при становлении звуковой стороны речи (В. И. Бельтюков, [2]). Кроме артикуляторно сложных звуков у детей с ФФНР встречались нарушения произношения и звуков раннего онтогенеза, а именно простых по артикуляции переднеязычных [Т], [Д], [Н], [Д’], [Н’] - 6 чел. (46,2%, мягких заднеязычных [К’], [Г’], [Х’] - у 1 ребенка (7,7%) и звука [Й] - у 1 ребенка (7,7%).

Исследование некоторых неречевых функций, значимых для становления фонематических компонентов, а именно состояния слухового внимания и слухоречевой памяти, показало низкий уровень их развития у большинства детей с ФФНР, что также позволяет считать это одним из факторов, препятствующих успешной ориентировки в звуковой действительности.

Ни один ребенок экспериментальной группы по результатам первоначальной диагностики не показал высокого уровня готовности к овладению грамотой, что доказывает либо нарушение, либо недоразвитии у них фонетико-фонематических компонентов речи.

Рисунок 1. Уровень готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что дошкольники с ФФНР, показавшие средний и низкий уровень развития фонетико-фонематической стороны речи (а это все 13 детей нашей экспериментальной группы, составляют группу риска в овладении грамотой и нуждаются в проведении коррекционно-логопедической работы по устранению выявленных нарушений.

На основе полученных нами результатов констатирующего эксперимента была составлена программа коррекционной работы для детей, имеющих нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Нами были определены следующие направления логопедической работы по коррекции нарушений у детей :

1) Развитие психологических предпосылок формирования произносительной стороны речи (слухового внимания, слухоречевой памяти).

2) Коррекция недостатков артикуляционной моторики.

3) Устранение нарушений звукопроизношения.

4) Развитие восприятия речи.

5) Формирование фонематического анализа.

6) Формирование фонематического синтеза.

7) Формирование фонематических представлений.

Для каждого направления были подобраны различные дидактические, сюжетные, словесные и артикуляционные игры. Были использованы методические пособия таких авторов, как Акименко В. М. [1], Голубева Г. Г. [3], Грунская Л. Я. [4], Дьякова Н. И. [5], Ефименкова Л. Н. [6], Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. [7], Каше Г. А. [8], Кислякова Ю. Н. [9], Ковшиков В. А. [10], Козырева Л. М. [11], Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [12], Лопатина Л. В. [13], Лопухина И. С. [14], Новиковская О. А. [15], Парамонова Л. Г. [16], Поливара З. В., Филатова И. А. [17], Селиверстов В. И. [18], Ткаченко Т. А. [19].

На схеме представленной ниже, видно, по каким направлениям и в какой последовательности проводилась работа с детьми экспериментальной группы (рисунок 2).

Рисунок 2. Применение дифференцированного подхода к подготовке старших дошкольников экспериментальной группы с ФФНР к овладению грамотой

Представленные выше направления обучающей работы были проверены экспериментально.

Полученные данные контрольного эксперимента для наглядности представлены в виде таблицы 1, которая отражает результаты выполнения предложенных заданий до и после проведения с детьми формирующего эксперимента.

Таблица 1

Результаты выполнения заданий на исследование фонетико-фонематических компонентов речи детьми экспериментальной группы до и после логопедической работы (в % от общего числа детей в группе)

Вид задания Число детей, давших правильные ответы

ДО работы ПОСЛЕ работы

Звукопроизношение - 38,5

Восприятие и дифференциация слов-квазиомонимов 38,5 84,6

Восприятие и дифференциация согласных звуков в слогах - 53,8

Определение первого звука в слове 61,5 100,0

Определение последнего звука в слове 53,8 92,3

Определение местоположения звуков в слове 23,1 46,2

Определение последовательности звуков в слове 23,1 46,2

Определение количества звуков в слове 15,4 61,5

Фонематический синтез 61,5 76,9

Отбор картинок с заданным звуком 30,8 84,6

Подбор слов с заданным звуком 15,4 69,2

Анализ результатов выполнения детьми экспериментальной группы заданий позволил нам, по аналогии с констатирующим экспериментом, выделить уровни их готовности к овладению грамотой. Покажем распределение детей до и после коррекционно-логопедической работы на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень готовности дошкольников с ФФНР к овладению грамотой до и после проведения логопедической работы

Итак, анализируя результаты по окончании обучающего эксперимента, мы получили, что на высоком уровне готовности детей к овладению грамотой оказалось 3 дошкольника, тогда как по результатам констатирующего эксперимента их не было ни одного. В то же время на низком уровне осталось только 2 ребенка (при первоначальной диагностике низкие результаты показали 6 детей). То есть эксперимент показал, что при целенаправленном логопедическом воздействии у детей с ФФНР возможно успешное формирование различных компонентов фонетико-фонематической стороны речи в оптимальные сроки. Итог работы позволяет сделать вывод о немаловажном практическом значении предложенной методики обучающего эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей. / В. М. Акименко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 110 с.

2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка // Вопросы психологии. / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова - 1975. - № 5. - С. 17-31.

3. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева - СПб. : Союз, 2007. - 387 с.

4. Грунская, Л. Я. Речевая полянка // Логопед – научно-методический журнал. / Л. Я. Грунская - 2008. - № 8. - С. 88-89.

5. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. / Н. И. Дьякова - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. / Л. Н. Ефименкова - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.

7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - М. : КнигоМир, 2011. - 320 с.

8. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда / Г. А. Каше - М. : ЕЕМедиа, 2012 - 171 с.

9. Кислякова, Ю. Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие. - / Ю. Н. Кислякова - Мозырь: Белый ветер, 2011. - 15 с.

10. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков (Методы и дидактические материалы). / В. А. Ковшиков - СПб. : Каро, 2006. - 128 с.

11. Козырева, Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. / Л. М. Козырева - М. : Издатшкола, 2000. - 144с.

12. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - М. : Гном и Д, 2001. – 136 с.

13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. / Л. В. Лопатина - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2004. - 192с.

14. Лопухина, И. С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М. : Корона-Век, 2012. - 144 c.

15. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. / О. А. Новиковская - М. : АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с.

16. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи. / Л. Г. Парамонова - СПб. : АСТ, 2011. - 250 с.

17. Поливара, З. В. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией. / З. В. Поливара, И. А. Филатова - Тюмень: Вектор-Бук, 2002. - 24 c.

18. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов - М. : Владос, 1994. - 280 с.

19. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. / Т. А. Ткаченко - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 33 с.

Публикации по теме:

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и системным недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Тема: «К нам пришел Мишутка» Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей на игровую ситуацию и желание выполнять действия.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Рецензия на конспекты занятий по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Конспекты занятий по математическому развитию старших дошкольников составлены в соответствии с пособием «Развитие математических представлений.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 08:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД