Анна Андреевна Гургурова
Постановка и автоматизация звука [Л]
▼ Скачать + Заказать документы
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]
Постановка звука [Л] начинается с артикуляции, т. е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.
АРТИКУЛЯЦИЯ
1. При произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
2. Зубы не соприкасаются. Расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм. ;
3. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
4. Между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха.
Публикация «Постановка и автоматизация звука [Л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
5. Корневая часть языка приподнята и оттягивается назад. Посередине образуется ложкообразная вдавленность;
6. Голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Если ребенок неправильно произносит твердый или мягкий звук [Л’], то в логопедии для таких случаев предусмотрен термин – ламбдацизм.
Ламбдацизм представляет собой неправильное произношение звука [Л] и [Ль]. При этом речь идет не только об искаженном звучании, но и о самом пропуске фонемы.
КАКОВЫ ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л]
Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин.
Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). Для 2-3 лет неправильное произношение звука Л считается нормой.
Нарушение мышечного тонуса языка.
Анатомически короткая подъязычная связка.
Нарушения фонематического слуха.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ [Л]
Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.
Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность 5 секунд) :
«Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его;
«Вкуснятина». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными;
«Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной;
«Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл»;
«Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно;
«Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.
Продолжительность подобных тренировок – не менее 2 недель (при необходимости можно продлить до 1 месяца). Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.