Папки-передвижки

Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота».

Людмила Захарова
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота».

Захарова Л. С.

Сценарий открытого мероприятия «Берестяная грамота» в разновозрастной группе (3-5 лет)

Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о бересте, её свойствах.

Задачи исследования:

- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с берестой;

Публикация «Сценарий познавательно-исследовательской деятельности „Берестяная грамота“,» размещена в разделах

- развитие умения выражать свои мысли. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы;

- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта;

- развивать речь и память детей;

- воспитывать в детях аккуратность;

- продолжать учить детей наблюдать.

Интегрированные образовательные области: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой и предметным миром, развитие речи, художественная литература, конструирование.

Форма организации: групповая

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Демонстрационный и раздаточный материал. : игрушечная ворона, сундучок, береста, монетки, нарисованная на ватмане береза, вырезанные из бумаги маленькие и большие березовые листья, чурочки (бумажные рулоны, окрашенные под бересту, бумажный огонь, рисунок костра "колодец", угольки, заостренные бамбуковые палочки, чашка с водой, ножницы, туесок с конфетами.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети вместе с воспитателем:

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: К нам на занятие сегодня прилетела Каркуша, вместе с ней мы будем

экспериментировать, делать опыты.

Каркуша прилетела к нам с подарками. Что бы узнать, что в сундучке, отгадайте загадку:

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

(после ответа детей помещает изображение березы на доску)

- А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее белая кора (ствол)

Воспитатель: Ребята, кора березы имеет свое особое название. Кто мне скажет, как она называется?

Дуб корой покрыт шершавой.

Ель корой, как чешуёй.

У берёзоньки кудрявой

Ствол покрытый берестой.

(достает из сундучка бересту)

- Береста – это верхний слой березовой коры. Для сбора бересты нельзя портить живые деревья. Лучше всего бересту собирать с упавших или свежеспиленных деревьев. Мастера советуют собирать бересту, когда лист на березе будет размером с пятак.

«Украшаем березу»

Воспитатель: Какое сейчас время года?

А зимой есть листья на деревьях?

Вот и наша березка стоит без листьев. Давайте нарядим ее.

Воспитатель раздает 5-тирублевые монетки и предлагает подобрать листочки размером с пятак и наклеить их на ветки нарисованной березы.

Дети сравнивают листья с монетой, равные монете листья наклеивают на березку.

Чтение стихов

Воспитатель: Вот какая красивая березка получилась. Садись Каркуша под березку и послушай стихи, которые ребята для тебя и гостей приготовили.

Дети рассказывают стихи про березу.

И. Наумов

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Н. Нехаева

Вот берёзы у откоса

Стайкой встали у реки,

Засверкали в длинных косах

Жёлтых листьев огоньки.

А. Гришин

Вся в серёжках. Не боится

Вьюги и мороза.

Белоствольная царица-

Русская береза.

М. Мишакова

Ветер в поле на рассвете

Модницу-берёзку встретил.

Ветер дунул на берёзку -

И испортил ей причёску!

А. Кулагина

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

Воспитатель: Каркуша тоже приготовила стихотворение.

Белоствольная березка –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу нашему милей.

Изумрудная весною,

А зимою - в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

"Конструирование костра"

Воспитатель: Так, что же еще нам Каркуша принесла: березовые чурочки для костра. Давайте построим из них костер, как на рисунке. Такой костер охотники называют «колодец»

Дети конструируют костер, опираясь на рисунок.

Воспитатель: Ребята, можно настоящий костер в доме разводить?

Тогда сделаем искусственный огонь (устанавливает на колодец бумажный огонь, помещая под него баночку с углями)

- Пусть наш костер горит, а мы поэкспериментируем. Каркуша будет нам помогать.

Изучение свойств коры

1.Определение цвета бересты

Дети определяют белый наружный и коричневый внутренний цвет.

2.Изучают слоистость.

Дети отрывают кусочки бересты по слоям.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Положите кусочек бересты на ладонь. Березка замерзла, и теплый ветерок согревает ее.

Дети делают вдох носом – выдох теплым воздухом через рот, береста остается на ладони.

Воспитатель: А теперь березка захотела полетать – подуем на нее холодным ветерком.

Дети делают вдох носом – выдох холодным воздухом через рот, береста слетает с ладони.

Вывод: береста состоит из слоев.

3.Плавает береста или тонет.

Дети опускают бересту в воду.

Вывод: береста не тонет в воде.

4. Прочность бересты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянную банку на пол?

Предлагает уронить на пол кусок бересты.

Вывод: береста прочная.

5. Действие ножниц.

Воспитатель предлагает разрезать бересту ножницами.

Вывод: береста легко режется

6. Рисунки.

У бересты есть еще одно замечательное свойство – на ней можно рисовать. Давным-давно, когда люди не умели изготавливать бумагу, они писали и рисовали на бересте. Делали это заостренной палочкой – писалом или угольком. Давайте и мы с вами попробуем. У меня есть заостренные палочки, а угольки мы возьмем из костра.

Дети рисуют на бересте.

Рефлексия

Дети и воспитатель с Каркушей садятся на ковер вокруг костра, перечисляют проделанные опыты и выводы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились со свойствами бересты. Мы определили, что береста:

(дети подсказывают)

- белая с черными крапинками снаружи и коричневая изнутри;

- состоит из множества слоев;

- легко режется ножницами;

- не тонет;

- посуда из бересты прочная, не бьется;

- на бересте можно рисовать.

Ребята, а что такое Родина?

(ответы детей)

Береза – символ нашей Родины, потому что с давних времен помогает человеку. Березовыми вениками можно парится. Отвар из листьев добавляют в шампунь и мыло. Почки помогают при простуде. Березовые дрова согревают зимой. А из бересты человек делает много поделок, потому что береста, как мы узнали сегодня, легкая, легко режется, не бьется, не намокает. И Каркуша приготовила вам подарок – туесок. Туесок этот не простой, а с секретом. Давайте попрощаемся с нашими гостями, пойдем помоем ручки и проверим, что же спрятано в туеске.

Дети прощаются с гостями и Каркушей, забирают туесок и уходят.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы с использованием.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности Конспект Позновательно-исследовательской деятельности. Тема: «Красная книга и навыки культуры поведения в природе» Подготовительная группа.

Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Конструкт по познавательно – исследовательской деятельности Группа: средняя Составитель: Быкова Анастасия Андреевна Образовательная область:.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне». Название проекта: «Огород на окне». Руководитель: Серебрякова С. А.

«Хлеб». Сценарий совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (6–7 лет) Сценарий совместной познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе (6-7 лет) Образовательная область «Познавательное.

Видеоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–3 лет Школа №1373 ДО №4 Познавательно-исследовательская деятельность детей 1.5–3 года — видео Маленькие исследователи Маленькие дети по своей.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста через организацию детского экспериментирования. Самоценность.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота».
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 18:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД