МААМ-картинки

«В мире открытий». Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Валентина Ларионова
«В мире открытий». Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В. А. Ларионова

И. М. Бондарчук

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Совершаемые таким образом открытия, являются эффективным средством его интеллектуального развития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Публикация «„В мире открытий“, Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития имеет ряд специфических особенно-стей: отмечается незрелость функций центральной нервной системы, что препятствует полноценному образовательному процессу. Дети не могут анализировать, сопоставлять информацию, с трудом запоминают новое, наблюдается склонность к стереотипным решениям. Также, затруднен процесс анализирующего восприятия: они не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Экспериментальная, опытническая деятельность позволяет до-школьникам с ЗПР получать знания осознанно, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, а также возможность преобразовывать, изменять объекты с целью познания внутренних связей и отношений. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных игровых экспериментальных занятий, наблюдений и практических опытов. Так возникла идея организации проекта «В мире открытий», реализующего опытно-экспериментальную и опытно-практическую деятельность дошкольников с ЗПР.

Цель проекта – создание условий для формирования у детей с ЗПР познавательной активности, через организацию поисково-исследовательской деятельности с применением «Набора оборудова-ния для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник».

Задачи проекта :

Образовательные:

• расширять кругозор детей через знакомство с элементами раз-личных областей знаний (представления о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха);

• формировать у детей умения пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.).

Коррекционно-развивающие:

• развивать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;

• формировать способы познания путем сенсорного анализа;

• развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию.

Воспитательные:

• воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение друг к другу;

• поддерживать речевую инициативу детей в общении.

Работа включает три этапа.

1 этап подготовительный – это организационные мероприятия.

Основной этап состоит из цикла игровых занятий, соответствующих лексическим темам, наблюдений, опытов и экспериментов.

Заключительный этап – подведение итогов проектной деятельности, анализ полученных результатов, обобщение и предоставление материалов проекта, подготовка итогового продукта – методического кейса «В мире открытий».

Для реализации задуманного были созданы условия в предметно-развивающей среде группы: дополнен уголок природы, учитывая особенности наших детей. Придуманы и созданы герои-хозяева лаборатории: Датик и Нетик, которые дают ответы на вопросы, помогают проводить простые и доступные опыты и эксперименты. В игровой форме, совместно с героями, дети учатся замечать важные детали явления или предмета, проводить анализ действий, делать выводы. Педагогами составлен перспективный план работы с учетом реализации АООП для детей с ЗПР. Исходя из изучаемых лексических тем, разрабатываются конспекты мероприятий.

Наблюдения и эксперименты включаются во все виды деятельно-сти детей : образовательную, трудовую, игровую и прогулки.

Экспериментальная деятельность для детей с ЗПР проходит на высоком эмоциональном уровне – это способствует сосредоточению и концентрации внимания детей. Эксперименты наглядно демонстрируют изучаемый объект, и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Использование игровой формы экспериментирования позволяет детям лучше замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Прокладываются маршруты по экологическим тропам, где проводятся экскурсии и наблюдения за живой и неживой природой результаты фиксируются в детских дневниках наблюдений. Совместно с воспитателем проводятся игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты. Результаты экспериментов дети самостоятельно зарисовывают в индивидуальных детских блокнотах экспериментирования.

Большая роль в данном проекте отводилась работе с родителями. Оформлены серии консультаций для родителей, информационные па-мятки: «Поисково-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста в домашних условиях», фото выставки; некоторые роди-тели привлекались в качестве ведущих-экспериментаторов, что вызывало у детей большой интерес и восторг. Благодаря родительской ини-циативе образовалась картотека домашних экспериментов и опытов в формате видео сюжетов, где семьи делятся своими «открытиями».

Продуктом нашей проектной работы является методический кейс «В мире открытий» поисково-исследовательской деятельности с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста – это педагогический продукт творческой деятельности педагогов, детей и родителей, вклю-чающий в себя конспекты игровых занятий, экскурсий и наблюдений, картотеки опытов и экспериментов, серию консультаций для родителей, презентации, видеосюжеты, фотовыставки, картотеку домашних экспериментов, успешно апробированные в данном проекте.

Таким образом, организованная поисково-исследовательская дея-тельность дошкольников с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие наших вос-питанников. Наблюдения, опыты и эксперименты стимулируют познавательную активность дошкольников, активизируются процессы пере-работки информации, анализа и синтеза, обогащается словарь и развивается активная речь дошкольников.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В мире открытий». Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 11:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД