Галина Малышева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [л] — [р] в старшей группе. Лексическая тема «Продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков [Л] - [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Продукты».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л] - [Р].
-Учить детей в игровой форме классифицировать и обобщать накопленные знания и умения по лексической теме «Продукты»
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [л] — [р] в старшей группе, Лексическая тема „Продукты“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
-Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
-Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
-Расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
-Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие звуков [Л] - [Р] изолировано, в слогах, словах.
-Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звуков [Л] - [Р].
-Совершенствовать движения мелкой моторики, сопровождая движения речью.
-Развивать артикуляционную и мелкую моторику
-Развивать слуховое внимание, память, мышление.
-Развивать моторное планирование.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать навыки самоконтроля, навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Методы обучения: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: подгрупповая,.
Оборудование: Диктофон с записью волшебной музыки, проектор, видео с записью Красной Шапочки, фартуки, колпаки, картинки с продуктами питания, меню с блюдами, чек-лист для приготовления супа-лапши, деревянные фигурки с овощами, продуктами для бургера (сыр, помидор, колбаса, салат, булка, деревянное пособие «Кастрюля», натуральные продукты : морковь, виноград, груша, яблоко, спагетти, макароны; бутылки с водой для экспериментирования; шпажки, тесто, корзина, конфеты; коврики, палки для моторной дорожки; картинки для игры с фонариком; игрушка – холодильник.
1. Организационный момент.
1.1. Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Викторовна. Сегодня я пришла к вам, чтобы провести занятие. Но для начала мы с вами познакомимся.
- Игра знакомство: «Назови своё имя»
Логопед: Собрались ребята в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
- Пожелайте соседу «Доброе утро» и назовите его ласково.
Дети: Доброе утро, Анюта.
1.2. Логопед: Читает стихотворение, выставляя предметные картинки:
«Жили – были сыр, котлеты,
колбаса, батон, конфеты,
соки, овощи и фрукты,
Называем всё …. (продукты)
Логопед: Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О продуктах питания.
2. Основная часть
2.1. Дети садятся на стульчики. Звучит музыка.
Логопед: Ой, ребята, слышите, кто-то нам идет? (Музыка)
(На мониторе появляется Красная Шапочка).
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Я пришла из сказки к вам. У меня беда, беда! Серый Волк утащил корзину с обедом для бабушки. Помогите, пожалуйста, приготовить обед. Одной мне не справиться! Логопед: Ребята, поможем Красной Шапочке?
Дети: Да.
Красная Шапочка: Спасибо. Только когда вы будете готовить, нужно произносить волшебные слова: «Лами – рами-лами, появитесь перед нами». А я побежала спасать бабушку. Но я скоро вернусь!
Логопед: Но для того, чтобы помочь Красной Шапочке, нам нужно попасть в сказку и превратится в кого? Догадайтесь!
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: Повар.
Логопед: Сегодня мы с вами будем поварами. И так волшебство начинается… (Звучит волшебная музыка) Ребята, давайте крепко-крепко зажмурим глаза и произнесё м волшебные слова: «Лами – рами-лами, появитесь перед нами». Ой, что это? (Логопед достает фартуки и колпаки).
Дети: Фартуки и колпаки.
Логопед: Ребята надевайте быстрее волшебные фартуки и колпаки.
Логопед: Чтобы приготовить обед, нам понадобится меню и продукты. (Музыка) Ребята, давайте крепко-крепко зажмурим глаза и произнесём волшебные слова.
Дети: «Лами – рами-лами, появитесь перед нами».
Логопед: Ага, вот и Меню. Что же мы сегодня будем готовить?
Дети: Суп-лапшу, бургер, фруктовый салат, сок, булку.
Логопед: Но чтобы все это приготовить – нам нужны продукты. Ребята, давайте крепко-крепко зажмурим глаза и произнесё м волшебные слова: (Музыка)
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Появляется Волшебный Холодильник)
2.2. Игра «Волшебный холодильник». (Работа над падежными окончаниями)
Логопед: Давайте откроем холодильник. Что в нём? Ой в холодильник поломка, не работает лампочка, темно. Нам нужен фонарик.
(Ребенок берет карточку, подносит к фонарику и отвечает на вопрос логопеда).
Логопед: Что ты увидел?
Дети: Я увидел: картофель, морковку, лук, свеклу, капусту, тесто, яблоки, груши, сыр, помидоры, салат, колбасу, горох.
2. Игра «Приготовь по чек-листу». Согласование существительных с числительными.
( Логопед выставляет картинки: лапша, морковь, лук, веточка петрушки, картофель).
Логопед: Что можно приготовить из этих продуктов?
Дети: Суп.
Логопед: Ой, как же нам приготовить суп-лапшу? А нам надо сказать волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, логопед достает чек-лист и кастрюлю, овощи).
Логопед: Ага, вот и подсказка. Посмотрите на чек-лист и скажите, сколько и чего нужно положить в кастрюлю, чтобы получился суп. (Дети готовят суп по чек-листу).
Дети: Нужно положить в кастрюлю 3 картофелины, 1 морковку, 1 луковицу, 2 веточки петрушки.
2.2. Артикуляционная гимнастика с морковью.
Логопед: Пока суп готовится, давайте-ка ребята выполним артикуляционную гимнастику с морковкой.
(«Лопата», «Лопата копает», «Парус», «Часики», «Качели», «Заборчик»)
2.4. Игра с тестом. (Слуховое внимание, память, развитие фонематического слуха).
Логопед: У нас суп почти готов. Чего не хватает?
Дети: Лапши.
Логопед: Из чего делают лапшу?
Дети: Из теста.
Логопед: Где же взять тесто? Нужно произнести волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляется тесто. Каждый ребенок берет кусок теста).
Логопед: Крути тесто, пока я буду называть различные звуки, если услышишь звук Л, остановись.
Усложнение:
а) Логопед: Крути тесто, пока слышишь звук, остановись, когда нет. Остановился, руки вверх.
б) Логопед: Крути тесто, пока слышишь звук, остановись, когда нет. Остановился, руки вверх и на колени.
в) Логопед: Крути тесто, пока слышишь звук, остановись, когда нет. Остановился, руки вверх, затем на колени, хлопок.
2. Дифференциация длинного и короткого слова, дифференциация звуков л-р, слуховая память.
Логопед: Снова надо сказать волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Звучит музыка, появляются спагетти и макароны).
Логопед: Ой, а вот и волшебная лапша и еще и макароны.
Логопед: Слышишь длинное слово, вставляй спагетти, слышишь короткое - макаронину. Повтори слова от начала до конца. (Сыр, помидор, молоко, колбаса, лук).
2.5. Дыхательная гимнастика. Игра «Дуем на макаронину с ладошки».
Логопед: Ребята, а что нам нужно для супа макароны или лапша?
Дети: Лапша.
Логопед: Подуем на макароны, чтобы они исчезли.
(Дети дуют на макаронину с ладошки)
2.6. Игра «Приготовь бургер»
1. Логопед: А теперь нам надо приготовить бургер. Произносим волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляются предметы для бургера)
Логопед: Слушай. Сделай бургер: булка, сыр, помидор, салат. Какой вкусный бургер!
2. Слушай: Положи сыр на булку, а колбасу на салат.
2.7. Физминутка.
Логопед: Запоминай, если яблоко на голове, говоришь ла, если на плече, ру. (Звучит музыка. Логопед и дети крутят яблоко в руках, музыка останавливается, логопед кладет яблоко на голову или на плечо).
2.8. Игра «Какой сок». Развитие навыков словообразования.
Логопед: А теперь нам надо приготовить сок. Произносим волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляются бутылки с водой, на которых картинки с яблоком, грушей, клубникой, лаймом, виноградом, гранатом, крыжовником)
Логопед: У тебя сок из яблок, значит это какой сок?
Дети: У меня яблочный, грушевый, клубничный, лаймовый, виноградный, гранатовый, крыжовенный.
2.9. Игра «Приготовь фруктовый салат» (Шпажки). Вертикальный визуально ритмический ряд 1-2. Дифференциация звуков л-р в слогах. Моторное планирование.
Логопед: А теперь нам надо приготовить салат. Салат из фруктов. Значит, какой салат?
Дети: Фруктовый салат.
Логопед: Произносим волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляются половина груши, шпажки, виноград белый и черный)
Логопед: Ребята давайте приготовим салат в виде ежика. Мы будем нанизывать на шпажки виноград. Если слышишь ра, нанизываешь черный виноград, если ла- белый.
Логопед: Назови, что у тебя получилось. Если называешь ра, то делаешь так (пальцевая поза, если ла – то вот так (пальцевая поза).
2.10. Игра «Волшебная булка». Развитие мелкой моторики.
Логопед: А теперь нам надо приготовить волшебную булку. Тесто у нас осталось. Как же нам сделать булку?
Логопед: Произносим волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляется картинка с образцами лепки булки)
Логопед: Ты какую будешь делать булку?
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, мы с вами все приготовили? (Складывают все блюда в корзину)
Дети: Да.
Логопед: Как же нам отправить обед для бабушки. Наверное, надо сказать волшебные слова.
Дети: Лами – рами-лами, появись перед нами.
(Музыка, появляется моторная дорожка)
Логопед: Нам нужно пройти по волшебной дорожке. Прыгай на ковер двумя ногами, хлопни в ладоши, крути палку правой ногой.
(Когда все дети прошли дорожку, появляется на экране Красная Шапочка с Бабушкой).
Красная Шапочка: Ребята, какие вы молодцы, сколько всего приготовили! Как вкусно и красиво! Спасибо вам! Мы с бабушкой для вас приготовили подарки! До встречи!
Логопед: Возьми подарок на подносе. (Каждый ребенок получает конфету).
Логопед: У тебя, с чем конфета?
Дети: «У меня конфета с яблоком, значит это яблочная конфета» (виноградная конфета, грушевая конфета, клубничная конфета, гранатовая конфета).
Логопед: До свидания, ребята!