Елена Дидус
Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. [2,2].
Публикация «Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно перевести как карта мыслей, или интеллект-карта. «mind»-«ум», «map»-«карта») - это уникальный и простой метод запоминания изучаемого материала. Такие карты помогают легко и увлекательно наглядно запомнить всю информацию. [1,5].
Интеллект-карта позволяет :
- получать, обобщать и проверять знания;
- учит выделять главное, обобщать, систематизировать;
- способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации;
- развивает память, мышление, воображение.
Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкций и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. [1,1].
Майнд-карты – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован доцентом кафедры специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей. [4,22].
Речевые нарушения – это актуальная проблема в системе дошкольного образования. С каждым годом детей в дошкольных учреждениях с речевыми нарушениями становится всё больше и больше. После детского сада, ребёнок переступает порог школы. Помимо речевых проблем в устной речи у ребёнка, как вследствие появляются проблемы в письменной речи.
В своей работе с детьми с речевыми нарушениями я использую интеллект – карты :
- при формировании фонематических умений;
-при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов)
- при формировании грамматических категорий (составление карт по изучаемому грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста.).
-как представление результатов проектной деятельности.
Интеллект - карты – это универсальное пособие, которое включает в себя как развитие речевой активности детей, так и коррекцию речевых нарушений.
Интеллект – карты изначально направлены на всестороннее развитие ребёнка. С помощью интеллект - карты у ребёнка развивается память внимание и ассоциативное мышление. Ребёнок учится сравнивать анализировать выделять главные и второстепенные предметы и объекты. Таким образом, у ребёнка формируется целостная картина мира. Вместе с этим у ребёнка формируется умение ориентироваться в пространстве, ориентироваться на листе бумаги и. т. д. Совершенствуются знания о величине, форме и размере предметов, количестве предметов и расстоянии между предметами и объектами. Вместе с этим у ребёнка развивается внимательность, наблюдательность, усидчивость и дисциплинированность.
Интеллект – карты – это уникальная технология. Эту технологию в своей работе может использовать как воспитатель, так и педагог – психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного образования и. т. д.
При работе с интеллект – картами необходимо учитывать:
- возраст детей (с учётом возрастных особенностей необходимо строить здания по интеллект – карте);
- лексическую тему (интеллект – карты строят с учётом определённой лексической темы, то есть необходимо подбирать интеллект карты с учётом темы недели или в соответствии с сезонным аспектом и. т. д.);
- нозологическую группу (если работаем с детьми с ОВЗ, то необходимо грамотно и чётко выстроить коррекционную работу в соответствии с нозологическими нарушениями у ребёнка). Мы должны развивать слабые стороны ребёнка, опираясь на сильные его стороны. Таким образом мы чётко должны понимать, что на данном этапе первоочередное и что необходимо развивать совершенствовать и воспитывать у конкретного ребёнка;
- цели и задачи (обязательно при использовании интеллект – карты прописывать конкретные цели и задачи для конкретного ребёнка или подгруппы детей);
- эмоциональное состояние ребёнка (постоянно поддерживать у детей интерес к технологии интеллект – карты). Важно не перегружать ребёнка и следить за выполнением и дозировкой упражнений с помощью интеллект – карты.
Интеллект - карты оказывают огромное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эта технология оказывает влияние на все стороны развития речи: лексической, грамматической, фонетической и. т. д.
И поэтому, используя в своей работе интеллект – карты необходимо учитывать и коррекцию у ребё нка или подгруппы детей определенной стороны речи: лексической, грамматической, фонетической и. т. д. И в тоже время следить за коррекцией определё нной группы звуков: шипящих, свистящих, и. т. д.
Применение интеллектуальных карт, в процессе коррекции детей с речевыми нарушениями речи способствует речевому развитию ребенка в целом. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллектуальных карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.
Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи.
Список источников
1. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. – М. : ООО «Попурри», 2003.
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Начальная школа. — 2012.- № 7 Дыбина О. В. 3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры — занятия. — М. : ТЦ Сфера, 2005
4. Бабурина, Т. В. Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Бабурина, Ю. Н. Павлова, Н. В. Акишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 22-26.