МААМ-картинки

Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений

Елена Дидус
Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. [2,2].

Публикация «Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно перевести как карта мыслей, или интеллект-карта. «mind»-«ум», «map»-«карта») - это уникальный и простой метод запоминания изучаемого материала. Такие карты помогают легко и увлекательно наглядно запомнить всю информацию. [1,5].

Интеллект-карта позволяет :

- получать, обобщать и проверять знания;

- учит выделять главное, обобщать, систематизировать;

- способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации;

- развивает память, мышление, воображение.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкций и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. [1,1].

Майнд-карты – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован доцентом кафедры специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей. [4,22].

Речевые нарушения – это актуальная проблема в системе дошкольного образования. С каждым годом детей в дошкольных учреждениях с речевыми нарушениями становится всё больше и больше. После детского сада, ребёнок переступает порог школы. Помимо речевых проблем в устной речи у ребёнка, как вследствие появляются проблемы в письменной речи.

В своей работе с детьми с речевыми нарушениями я использую интеллект – карты :

- при формировании фонематических умений;

-при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов)

- при формировании грамматических категорий (составление карт по изучаемому грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);

- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста.).

-как представление результатов проектной деятельности.

Интеллект - карты – это универсальное пособие, которое включает в себя как развитие речевой активности детей, так и коррекцию речевых нарушений.

Интеллект – карты изначально направлены на всестороннее развитие ребёнка. С помощью интеллект - карты у ребёнка развивается память внимание и ассоциативное мышление. Ребёнок учится сравнивать анализировать выделять главные и второстепенные предметы и объекты. Таким образом, у ребёнка формируется целостная картина мира. Вместе с этим у ребёнка формируется умение ориентироваться в пространстве, ориентироваться на листе бумаги и. т. д. Совершенствуются знания о величине, форме и размере предметов, количестве предметов и расстоянии между предметами и объектами. Вместе с этим у ребёнка развивается внимательность, наблюдательность, усидчивость и дисциплинированность.

Интеллект – карты – это уникальная технология. Эту технологию в своей работе может использовать как воспитатель, так и педагог – психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного образования и. т. д.

При работе с интеллекткартами необходимо учитывать:

- возраст детей (с учётом возрастных особенностей необходимо строить здания по интеллект – карте);

- лексическую тему (интеллект – карты строят с учётом определённой лексической темы, то есть необходимо подбирать интеллект карты с учётом темы недели или в соответствии с сезонным аспектом и. т. д.);

- нозологическую группу (если работаем с детьми с ОВЗ, то необходимо грамотно и чётко выстроить коррекционную работу в соответствии с нозологическими нарушениями у ребёнка). Мы должны развивать слабые стороны ребёнка, опираясь на сильные его стороны. Таким образом мы чётко должны понимать, что на данном этапе первоочередное и что необходимо развивать совершенствовать и воспитывать у конкретного ребёнка;

- цели и задачи (обязательно при использовании интеллект – карты прописывать конкретные цели и задачи для конкретного ребёнка или подгруппы детей);

- эмоциональное состояние ребёнка (постоянно поддерживать у детей интерес к технологии интеллект – карты). Важно не перегружать ребёнка и следить за выполнением и дозировкой упражнений с помощью интеллект – карты.

Интеллект - карты оказывают огромное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эта технология оказывает влияние на все стороны развития речи: лексической, грамматической, фонетической и. т. д.

И поэтому, используя в своей работе интеллект – карты необходимо учитывать и коррекцию у ребё нка или подгруппы детей определенной стороны речи: лексической, грамматической, фонетической и. т. д. И в тоже время следить за коррекцией определё нной группы звуков: шипящих, свистящих, и. т. д.

Применение интеллектуальных карт, в процессе коррекции детей с речевыми нарушениями речи способствует речевому развитию ребенка в целом. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллектуальных карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи.

Список источников

1. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. – М. : ООО «Попурри», 2003.

2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Начальная школа. — 2012.- № 7 Дыбина О. В. 3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры — занятия. — М. : ТЦ Сфера, 2005

4. Бабурина, Т. В. Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Бабурина, Ю. Н. Павлова, Н. В. Акишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 22-26.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 14 марта 2023 в 22:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллект-карта в коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дидус (УИ 906119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД