МААМ-картинки

Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [ж], [з], [ш], [с]». Старшая группа

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [ж], [з], [ш], [с]». Старшая группа

Ноябрь

Дифференциация звуков “Ж” и “Ш”.

Игровое упражнение «Листья и жук».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – ш". Развивать фонематический слух, внимание детей.

Упражнение.

Публикация «Картотека речевых игр „Дифференциация звуков [ж], [з], [ш], [с]“, Старшая группа» размещена в разделах

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Жук летит, жук жужжит. Жжжжжжж. Дети, как жужжит жук?

— Осенью листопад, листья под ногами шуршат. Шшшшшшш. Дети, как шуршат листья?

— Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, представьте себе золотую осень. Мы гуляем с вами в лесу. Листья деревьев опали. Они глухо шуршат под нашими ногами "Шшш". Но вот летит жук, и звонко жужжит "Жжж". Дети, если вы услышите песенку жука "Жжж", помашите рукой жуку и опустите руку вниз

Педагог показывает движение.

— Если услышите шуршание листьев "Шшш", поклонитесь Земле–матушке. Выпрямитесь.

Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

Педагог чётко произносит звук, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующий звук. Дети выполняют задание.

— Ж, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш….

— Потрясающе! Весело играли, звуки "ж" и "ш" различали.

Игровая ситуация «Жук и шорох».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ж" и "ш".

Игра.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Стихотворение запоминаем, в словах звуки "ж" и "ш" различаем.

Жук летал, жук жужжал,

Осень жук провожал.

Жалко нет тепла,

Засыпают все леса.

Шорох ножками шуршал,

Шорох ласково шептал.

Тишина, тишина,

Засыпают все леса.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, что делал жук?

— Жук летал, жук жужжал, осень жук провожал.

— О чём жалеет жук?

— Жалко нет тепла, засыпают все леса.

— Дети, что делал шорох?

— Шорох ножками шуршал, Шорох ласково шептал.

— О чём шептал Шорох?

— Тишина, тишина, засыпают все леса.

— Волшебно, дети!

Жук летал, жук жужжал,

Осень жук провожал.

Жалко нет тепла,

Засыпают все леса.

Шорох ножками шуршал,

Шорох ласково шептал.

Тишина, тишина,

Засыпают все леса.

— Дети, в каких словах стихотворения мы слышим звук "шшш"?

— Шорох, шуршал, шептал, тишина.

— Дети, в каких словах стихотворения мы слышим звук "жжж"?

— Жук, жужжал, провожал, жалко, ножками.

Раз, два, три!

Чистоговорку повтори!

Жук летал, жук жужжал,

Осень жук провожал.

Жалко нет тепла,

Засыпают все леса.

Шорох ножками шуршал,

Шорох ласково шептал.

Тишина, тишина,

Засыпают все леса.

Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Обворожительно! Дети, звуки "ж" и "ш" правильно произносите, чётко слова говорите.

Занимательная игра «Луша и лужа».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ш – ж". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Луша – это имя девочки, лужа – вода на земле. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «Луша» или «лужа». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – вот девочка …

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – вот мокрая …

Же-же-же, же-же-же – плавают листья в …

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – не страшен дождик …

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – есть зонтик у …

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мы стоим возле …

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – мы видим …

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – обойдём мы …

— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – вот девочка Луша.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – вот мокрая лужа.

Же-же-же, же-же-же – плавают листья в луже.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – не страшен дождик Луше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – есть зонтик у Луши.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мы стоим возле лужи.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – мы видим Лушу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – обойдём мы лужу.

— Превосходно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Луша и лужа».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.

Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Кулачки, ударяют друг о друга.

вот девочка Луша. Руки вперёд, ладони вверх.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – Хлопки в ладоши.

вот мокрая лужа. Наклон, руки вниз. Выпрямиться.

Же-же-же, же-же-же – Хлопки в ладоши.

плавают листья в луже. Руки плавно в стороны.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – Кулачки, ударяют друг о друга.

не страшен дождик Луше. Встаём на носочки, руки вверх.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Кулачки, ударяют друг о друга.

есть зонтик у Луши. Соединим руки кончиками пальцев над головой.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – Хлопки в ладоши.

мы стоим возле лужи. Руки в стороны.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – Кулачки, ударяют друг о друга.

мы видим Лушу. Руки в виде бинокля перед глазами.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – Хлопки в ладоши.

обойдём мы лужу. Руки на пояс, ходьба на месте.

— Прекрасно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали

Занимательная игра «Старушки».

Задачи. Вызвать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

На опушке в избушке

Живут волшебные старушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением.

— Дети, где живут волшебные старушки?

— На опушке в избушке живут волшебные старушки.

— Что у каждой старушки?

— У каждой старушки лукошко.

— Кто в каждом лукошке?

— В каждом лукошке кошка.

На опушке в избушке

Живут волшебные старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка.

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "ж" и "ш".

— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

2 этап. Школа актёрского мастерства.

На опушке в избушке

Живут волшебные старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация, радостно (восклицательная интонация). Предлагает желающим детям произнести скороговорку, как актёры, меняя интонацию: радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

Декабрь

Дифференциация звуков “С” и “Ш”.

Игровое упражнение «Ветер и снег».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш". Развивать фонематический слух, внимание детей.

Упражнение.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Зимний ветер над городом летит, и сердито он свистит. Ссссс. Дети, как свистит ветер?

— Снег из тучи летит, снег под ногами шуршит. Шшшшш. Дети, как шуршит снег?

— Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, ветер летит, ветер свистит "Ссс". Снег под ногами шуршит "Шшш". Дети, если вы услышите в слове песенку ветра "Ссс", помашите ветру рукой и опустите руку вниз.

Педагог показывает движение.

— Если слышите в слове шорох снега "Шшш", на месте шагаем. Немного пошагали и замерли.

Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

Педагог чётко произносит слово, выделяя голосом нужный звук, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово. Дети выполняют задание.

Лексический материал:

с-с-снежинка,

ш-ш-шорох,

с-с-снегопад,

ш-ш-шурш-ш-шит,

с-с-снег,

ш-ш-шалаш-ш-ш,

ш-ш-шоколад,

с-с-солныш-ш-шко.

— Солнышко — какое хитрое слово, кто-то услышал в этом слове звук "Ссс", а кто-то звук "Шшш". Вы все ответили правильно. В слове «солнышко» есть звук "Ссс". Где мы его слышим: в начале, в середине или в конце слова?

— В начале слова.

— Где мы слышим звук "Шшш" в слове солнышко?

— В середине слова.

— Великолепно, дети! Весело играли, звуки "с" и "ш" различали.

Игровая ситуация «Саша».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.

Игра.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Чистоговорку запоминаем, в словах звуки "с" и "ш" различаем.

Сушка сладка, сушка хороша.

Кушал Саша сушку не спеша.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, что делал Саша сушку не спеша?

— Кушал Саша сушку не спеша.

— Кушал кто сушку не спеша?

— Кушал Саша сушку не спеша.

— Кушал Саша что не спеша?

— Кушал Саша сушку не спеша.

— Кушал Саша сушку как?

— Кушал Саша сушку не спеша.

Сушка сладка, сушка хороша.

Кушал Саша сушку не спеша.

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ссс"?

— Сушка, сладка, Саша, сушку, не спеша.

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "шшш"?

— Сушка, хороша, кушал, Саша, сушку, не спеша.

— Удивительно! В словах: сушка, Саша, сушку, не спеша – мы слышим звук "ссс" и звук "шшш".

Раз, два, три!

Чистоговорку повтори!

Сушка сладка, сушка хороша.

Кушал Саша сушку не спеша.

Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Волшебно! Дети, звуки ""ш" " и "с" правильно произносите, чётко слова говорите.

Занимательная игра «Лиса хороша».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «лиса». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вы не видели …

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – лисы наши хороши.

Са-са-са, са-са-са – вот идёт …

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – лисья шёрстка хороша.

Су-су-су, су-су-су – не обижу я …

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я рукой ей помашу.

Се-се-се, се-се-се – расскажу вам о …

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – лисы добрые в душе.

— Отлично, дети! Слово правильно изменяли, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вы не видели лисы.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – лисы наши хороши.

Са-са-са, са-са-са – вот идёт лиса.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – лисья шёрстка хороша.

Су-су-су, су-су-су – не обижу я лису.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я рукой ей помашу.

Се-се-се, се-се-се – расскажу вам о лисе.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – лисы добрые в душе.

— Восхитительно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Лиса хороша».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.

Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Кулачки, ударяют друг о друга.

вы не видели лисы. Руки в виде бинокля перед глазами.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Хлопки в ладоши.

лисы наши хороши. Руки в стороны.

Са-са-са, са-са-са – Кулачки, ударяют друг о друга.

вот идёт лиса. Руки на пояс. Ходьба на месте.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Хлопки в ладоши.

лисья шёрстка хороша. Обнять себя руками.

Су-су-су, су-су-су – Кулачки, ударяют друг о друга.

не обижу я лису. Руки в стороны – руки к груди.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – Хлопки в ладоши.

я рукой ей помашу. Правая рука вверх, помахать рукой.

Се-се-се, се-се-се – Кулачки, ударяют друг о друга.

расскажу вам о лисе. Руки вперёд, ладони вверх.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше – Хлопки в ладоши.

лисы добрые в душе. Руки прижать к груди.

— Замечательно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.

Занимательная игра «Сушки».

Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки,

Сушек Сашиных поесть.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением.

— Дети, Саша шустро что делает?

— Саша шустро сушит сушки.

—Саша высушил сколько штук?

— Саша высушил штук шесть.

Кто смешно спешит?

— И смешно спешат старушки.

За чем спешат старушки?

— Сушек Сашиных поесть.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки,

Сушек Сашиных поесть.

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "с" и "ш".

— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

2 этап. Конкурс чтецов.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки,

Сушек Сашиных поесть.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Зд рово, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

Январь

Дифференциация звуков “З” и “Ж”.

Игровое упражнение «Жук и комар».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з". Развивать фонематический слух, внимание детей.

Упражнение.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Лето! Жук летит, над цветами звонко жужжит. Жжжжжжж. Дети, как жужжит жук?

— Комар летит, звонко звенит. Ззззззз. Дети, как звенит комар?

— Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, жук жужжит: "Жжж". Комар звенит: "Зззз". Дети, если вы услышите в слове песенку жука "Жжж", помашите жуку рукой и опустите руку вниз.

Педагог показывает движение.

— Дети, если вы услышите в слове песенку комара "Ззз", хлопните в ладоши.

Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

Педагог чётко произносит слово, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово. Дети выполняют задание.

Лексический материал:

зима,

жёлтый,

зелёный,

жарко,

знойно,

жаба,

зверёк,

звенит,

журчит,

жадина,

забияка,

Жихарка,

Золушка.

— Чудесно, дети! Весело играли, звуки "ж" и "з" различали.

Игровая ситуация «Зима да стужа».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "з" и "ж".

Игра.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Стихотворение запоминаем, в словах звуки "з" и "ж" различаем.

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

— Дети, что сделала зимушка-зима?

— Зимушка-зима стужу люту привела, закружила, замела. Дети, пожалуйста, внимательно послушайте стихотворение. Запоминаем слова со звуками "з" и "ж"

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

— Дети, в каких словах в стихотворение мы слышим звук "ззз"?

— Зимушка-зима, закружила, замела.

— Дети, в каких словах в стихотворение мы слышим звук "жжж"?

— Уж, стужу, закружила, дорожки, лужки.

— Дети, в каком слове в стихотворение мы слышим звуки "ззз" и "жж"?

— Закружиа.

Раз, два, три!

Стихотворение повтори!

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

Дети читают стихотворение, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Замечательно! Дети, звуки "з" и "с" правильно произносите, чётко слова говорите.

Занимательная игра «Ёж и коза».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Дети, ёж – это кто?

— Коза – это кто?

— Коза – домашнее животное, с мягкой шёрсткой, а ёж – дикое колючее животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить о еже и козе. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «ёж» или «коза». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

За-за-за, за-за-за – шла по лесу …

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – она увидела…

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – ёж испугал …

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – не подошла коза к …

Же-же-же, же-же-же – и подумала коза об …

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – как колючи …

Зе-зе-зе, зе-зе-зе – ночью думал ёж о …

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – шёрстка мягкая у …

— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

За-за-за, за-за-за – шла по лесу коза.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – она увидела ежа.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – ёж испугал козу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – не подошла коза к ежу.

Же-же-же, же-же-же – и подумала коза об еже.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – как колючи ежи.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе – ночью думал ёж о козе.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – шёрстка мягкая у козы.

— Великолепно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Ёж и коза».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.

Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.

За-за-за, за-за-за – Хлопки в ладоши.

шла по лесу коза. Ходьба на месте.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – Кулачки, ударяют друг о друга.

она увидела ежа. Наклон вперёд, руки на пояс. Выпрямиться.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – Хлопки в ладоши.

ёж испугал козу. Присесть. Встать.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – Кулачки, ударяют друг о друга.

не подошла коза к ежу. Руки на пояс. Наклоны головы влево-вправо.

Же-же-же, же-же-же – Кулачки, ударяют друг о друга.

и подумала коза об еже. Ладони к вискам, покачать головой влево-вправо.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – Кулачки, ударяют друг о друга.

как колючи ежи. Руки за спину.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе – Хлопки в ладоши.

ночью думал ёж о козе. Ладони к вискам, покачать головой влево-вправо.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – Хлопки в ладоши.

шёрстка мягкая у козы. Обнять себя руками.

— Восхитительно! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.

Занимательная игра «Железная и золотая».

Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з" и "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Железная кружка из железа,

золотая ложка из золота.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, какая кружка из железа?

Железная кружка из железа.

— Железная что из железа?

— Железная кружка из железа.

— Железная кружка из чего?

— Железная кружка из железа.

— Дети, какая ложка из золота?

Золотая ложка из золота.

— Золотая что из золота?

— Золотая ложка из золота.

— Золотая ложка из чего?

— Золотая ложка из золота.

Железная кружка из железа,

золотая ложка из золота.

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "з" и "ж".

— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

2 этап. Конкурс чтецов.

Железная кружка из железа,

золотая ложка из золота.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Зд рово, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Проект «Путешествие в страну звуков» (старшая группа, дети 5–6 лет)Проект «Путешествие в страну звуков» (старшая группа, дети 5–6 лет) Воспитатель: Афанасьева Елена Петровна Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Возраст детей: 5 – 6 лет Продолжительность:.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [ж], [з], [ш], [с]». Старшая группа
Опубликовано: 7 января 2023 в 10:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД