Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия: «Звуки [л], [л, ], буква Л» для детей с ТНР старшей группы, лекс. тема «Рыбы»

Беркутова Марина
Конспект логопедического занятия: «Звуки [л], [л, ], буква Л» для детей с ТНР старшей группы, лекс. тема «Рыбы»

Цели.

Обучающая:

создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает;

научиться различать звуки [л], [л,] и определять букву “л”.

Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.

Воспитательная: развивать умение работать в парах и группе, слушать друг друга

Оборудование для урока:

• Картинки: рыба лещ, Луна-рыба, лодка, слоговые «причалы», микс картинок для слоговых «причалов»

• Звуковые схемы

• Раздаточные карточки для индивидуальной и групповой работы

Публикация «Конспект логопедического занятия: „Звуки [л], [л, ], буква Л“ для детей с ТНР старшей группы, лекс, тема „Рыбы“» размещена в разделах

• Таблица с образцом письма буквы Л

• Карточки с опорными словами для определения темы урока

Ход урока

1. Орг. момент:

Говорим всегда красиво,

четко и неторопливо!

Внимательно слушай,

другим не мешай.

Когда тебя спросят,

тогда отвечай!

2. Сообщение темы:

Сегодня на занятии нас будет кто-то сопровождать…

О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами.

На доске схемы слов “луна” и “лещ”

Загадки:

Посмотри, какое диво:

В море синем так лениво

Рыба плавает, она

Одинока и грустна. (Луна-рыба)

Луна, т. к. в этом слове два слога, ударный слог – второй

Рыба-Луна живет в море, значит это морская рыба

С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой!

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это … (Лещ)

Лещ, т. к. в этом слове два слога, а ударный слог – второй

Рыба лещ живет в крупных реках, значит это речная рыба

Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока.

Что общего?

Слово “луна” начинается со звука [л], а слово “лещ” – со звука [л,],

Значит:

тема сегодняшнего занятия : “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”

Сегодня мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

3. Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»

Ребята, раз сегодня занятии нас сопровождают рыбы, давайте нырнём с ними в воду:

делаем глубокий вдох носом,

зажимаем нос и ныряем под воду,

задержали дыхание,

выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

4. Характеристика звуков

Произнесите первый звук в слове “луна”. Что заметили?

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный

Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?

Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.

Ещё что можете сказать?

Звук [л] в слове “луна” - твёрдый

- Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? (растягиваются в улыбке)

- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

- Что делает язык? (кончик языка упирается в верхние передние зубы)

голосовые связки при этом вибрируют.

Давайте произнесем звук [л]

Произнесите первый звук в словах “лещ ”. Что изменилось?

Звук [л,] в слове “лещ” - мягкий

Дайте характеристику звуков [л], [л,]

Что делают губы, когда мы произносим звук «Ль»? (растягиваются в улыбке)

- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

- А что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними передними зубами)

Произнесите звук [л’].

Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем квадратиком синего цвета

звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий, обозначаем квадратиком зелёного цвета

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый;

5. Артикуляционная гимнастика.

Кто из вас, ребята, знает, в названии каких речных или морских обитателей есть звук твердый Л или Л’ (акула, камбала, лосось, форель, налим, плотва, лещ, линь и т. д.)

Где находится звук? (ответы детей)

НАЛИМ, ПЛОТВА – а кто это?. это речные рыбы.

АКУЛА, КАМБАЛА – а кто это?. это морские рыбы.

– как вы думаете рыбы разговаривают? (нет)

– А мы в отличие от рыб разговариваем.

Чтобы говорить красиво выполним гимнастику языка.

«Акула» — показать зубы, губы в улыбке.

«Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд

«Рыба-игла». — Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.

«Щука» — Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыт, прикусывать верхнюю губу нижними зубами

«Прополощите рот морской водой». — Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.

«Пузырьки лопаются» — Беззвучное произнесение [п], темп произнесения то убыстрять, то замедлять

«Звуковая волна». — Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.

6. Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов).

Лодка по реке плыла,

Букву Л она везла.

Подплыла к причалу А,

Прочитаем, дети, (ЛА).

Подплыла к причалу О,

Прочитаем вместе (ЛО).

Подплыла к причалу У,

Прочитаем дружно … (ЛУ).

Подплыла к причалу Ы,

Прочитаем тихо (ЛЫ).

Подплыла к причалу И,

Прочитаем нежно (ЛИ).

Подплыла к причалу Я,

Прочитаем громко (ЛЯ).

- Что погрузят в лодку на каждом причале?

Подберите слова на каждый слог.

7. Физминутка

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

8. Игра «Что сделала рыбка?»

Скажите полным предложением, что сделала рыбка

Рыбка от берега (что сделала) - Отплыла,

по речке – поплыла через речку - переплыла,

до другого берега – доплыла, от рыбаков – уплыла.

9. Знакомство с буквой Л

«Л» на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

Буква «Л» состоит из 2-х элементов:

из одной вертикальной линии, и 2-й наклонной линии.

Выкладывание буквы на столе из счетных палочек.

10. Пальчиковая гимнастика «Краб» и работа в тетрадях.

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой.

Это ваши тетради.

Напечатайте в тетрадях печатную букву Л.

Крабу очень понравились ваши буквы.

11. Рефлексия.

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия: «Звуки [л], [л, ], буква Л» для детей с ТНР старшей группы, лекс. тема «Рыбы»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 09:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД