Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»

Виктория Сергеевна Полякова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»

Тема: Дифференциация звуков ч и щ в словах и предложениях.

Цель: дифференциация звуков ч и щ в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Учить различать звуки «ч» и «щ» по артикуляционным и акустическим

признакам.

• Совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

• Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе „Дифференциация звуков [ч]-[щ]“» размещена в разделах

• Закреплять навыки слогоделения.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие, слоговой анализ и синтез.

• Учить детей работать в группе и индивидуально.

Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

• Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность

и ответственность.

Оборудование: фигурки Гнома и Великана, домики для них, Чудище, картинки на звуки «ч» и «щ», голубая ткань для изображения реки, камешки с написанными на них слогами, карточки с наложенными изображениями предметов – отгадок.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Введение в тему занятия.

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел (Гном и Великан). Они гуляли по волшебному лесу и заблудились. Гном и Великан говорят, что для того, чтобы добраться до полянки, на которой стоят их домики, нужно пройти через лесную чащу. Давайте поможем нашим гостям вернуться домой.

II. Артикуляционная и фонетическая характеристика звуков «ч» и «щ».

- Какие согласные звуки вы слышите в слове «чаща»? Эти звуки мы сегодня

и будем учиться различать.

- Нашим гостям очень нравятся эти звуки. Давайте расскажем Гному, как правильно произносить звук «ч», а Великан просит рассказать ему о звуке «щ».

- Чем похожи звуки «ч» и «щ»?

- Чем они различаются?

III. Развитие фонематического восприятия.

- Нам предстоит пройти через лесную чащу, а для того, чтобы не заблудиться

нужно будет внимательно слушать звуки природы. Лес будет давать нам слова-подсказки, которые помогут двигаться в нужном направлении. Вам нужно будет внимательно послушать слово (чей любимый звук находиться в

этом слове) и сказать, кто «поймал» подсказку Гном или Великан.

Слова: вечер, вчера, прищепка, щебень, чертить, черепаха, обещать, трещотка.

IV. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в словах.

-Посмотри-ка, мы зашли в самую чащу леса, а на пути у нас пещера, а:

Живет в той пещере Чудовище,

Хранит в лапищах сокровище,

У Чудища длинный хвостище,

Крепкие у него лапищи,

Кривые на лапах когтищи,

Черные у него глазищи.

Назовите слова со звуком «щ». Как вы думаете какое по величине Чудище живет в пещере.

1. Образование уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных в игре «Назови ласково».

Чудище не хочет пропускать нас дальше в лес, нужно сказать ему волшебные

ласковые слова. За эту «работу» взялся Гном, а мы ведь тоже умеем говорить ласковые слова и сможем Гному помочь.

«У меня не рука, а …. (ручка).

У меня не пальцы, а…. (пальчики).

У меня не лицо, а …. (личико).

У меня не шапка, а …. (шапочка).

У меня не рубашка, а …. (рубашечка).

У меня не ботинки, а …. (ботиночки)».

2. Преобразование слов в игре «Волшебные превращения».

- Чудищу очень понравились ласковые слова, которые мы называли и оно предлагает нам поиграть в игру «Волшебные превращения».

- Сначала отвечает Гном: Чудище называет слова со звуком «щ», а Гном поменяет этот звук на свой любимый звук… (ч). Помогите ему, пожалуйста:

Щёлка - … (чёлка,

Горящий - … (горячий,

Лещ - …. (лечь).

- А теперь в игру вступает Великан: Чудище называет слова со звуком ч, а

Великан меняет этот звук на свой любимый звук… (щ) :

плач - (плащ)

лечи -. (лещи)

чадит -(щадит)

-Мы выполнили все задания и Чудище нас пропустило дальше.

V. Физкультминутка.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой - сапоги,

Этой щёткой чищу платье.

Все три щётки мне нужны!

VI. Развитие слогового анализа и синтеза.

1. Вот уже вдалеке показались домики наших новых друзей – Гнома и

Великана. Но путь преграждает речка Щекочиха. Чтобы не намочить

ноги, нужно будет через эту речку перебираться по камешкам. А камешки

у нас не простые, на них написаны слоги. Чтобы пройти, нужно на камеш- ки наступать в правильной последовательности и сложить из слогов слова :

(реч - ка, щу – ка, у-доч-ка)

2. -Вот и домики наших друзей. Отгадайте, в каком домике живет Гном, а

в каком - Великан.

- На полянке перед домиками лежат картинки, ими можно украсить дома Гнома и Великана. Каждой картинке нужно найти место. Для этого –подумайте, чей любимый звук есть в названии картинки и определи, сколько

в этом слове слогов.

VII. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в предложениях. Игра «Кто нам

нужен».

Гном и Великан любят ходить друг к другу в гости и играть в разные игры.

Послушайте, какую игру они нам приготовили.

- Я начну говорить предложение, а вы закончите.

«Куры бегут к кормушке, когда приходит…

Если сломались часы, нужен….

Если затупился нож, нужен …

Чтобы сложить фундамент дома, …

Если сломался водопроводный кран….

VIII. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в скороговорке.

Ещё Гном и Великан любят придумывать разные скороговорки. Послушайте, что они придумали про своего любимого щенка, который охраняет их домики: «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока». Они и нас могут научить правильно произносить все слова в этой скороговорке. Давайте попробуем.

IX. Отгадывание загадок. Нахождение отгадок среди наложенных

изображений.

Гном и Великан заметили, какие вы умные и сообразительные и хотят загадать вам загадки, а отгадки они спрятали на картинке. А если вы правильно отгадаете загадку, то можете забрать картинку домой и раскра –

сить её. Загадка Гнома: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела –

Пейте чай! Вода вскипела. (Чайник)

Загадка Великана: У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (Щука)

X. Подведение итогов.

Мы с вами сегодня помогли добраться до дома Гному и Великану. Какие

звуки мы учились различать? Какие игры больше всего понравились?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР «Дифференциация звуков [П]-[Т]» [b]Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР по теме «Дифференциация звуков П-Т,на материале лексической.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять знания о согласных звуках «С-Ш», умение давать характеристику этим звукам, используя символы.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [С]» Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. Форма проведения. Игровая ситуация.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дифференциация звуков [с]— [с’]» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [с – с’]». Цель: упражнять детей в нахождении слов со.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с] — [ш]» Приоритетная область: развитие речи Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое развитие,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)». Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе с применением ИКТ «В гостях у сказки» ООД по речевому развитию с применением ИКТ по теме: «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, физическое.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]» КОНСПЕКТ ОД по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» Цель: учить детей дифференцировать.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» ФИО педагога: Починская Евгения Александровна Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]» Возрастная группа: дети 6-го года жизни (подготовительная.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Звуковая культура речи: Дифференциация звуков (Ч)-(Щ). Цель: учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 12:53
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД