Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте «Заяц Захар. Звук [з] и буква З» для детей с ОНР подготовительной группы

Инна Сурина
Конспект НОД по обучению грамоте «Заяц Захар. Звук [з] и буква З» для детей с ОНР подготовительной группы

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Закрепление знаний о звуке и букве З.

2. Расширение и активизация словаря по теме через игру «Строим избу», «Строим избу», упражнение «Составь схему предложения».

3. Совершенствование грамматического строя речи через упражнение «Узнай героя», «Измени словечко».

4. Закрепление навыка чтения открытых и закрытых слогов через игру «Читаем слоги».

Коррекционно – развивающие:

1. Развитие артикуляционной моторики.

2. Развитие направленной воздушной струи через упражнение «Узнай героя».

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Заяц Захар, Звук [з] и буква З“ для детей с ОНР подготовительной группы» размещена в разделах

3. Развитие просодических компонентов речи через упражнение «Повтори - ка».

4. Совершенствование общей моторики через танец «Зайчики».

5. Совершенствование фонематического восприятия через упражнения: «Внимательные ушки», «Повтори - ка».

6. Совершенствование звукового анализа через упражнение «Найди картинку и место звука «З», «Узнай и назови».

7. Развитие зрительного восприятия и внимания через разгадывание ребуса, игры «Узнай букву», Упражнение «Найди и обведи».

Коррекционно – воспитательные:

1. Формирование мотивации к учебной деятельности.

2. Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: карточки на развитие направленной воздушной струи, индивидуальные зеркала, схема для характеристики звука, заячьи следы, индивидуальные конверты с картинками, звуковые схемы слов, карточки для звукового анализа, картинка с ребусом, лазерная указка, мяч, детали для постройки избушки, индивидуальные схемы предложения, CD диск с весёлой музыкой для танца зайчиков, картинка с буквой З, Картинка со «спрятанной» буквой З, листочки с разными буквами, синие карандаши, кубик со слогами, бумажные морковки с конфетами.

Предварительная работа: знакомство со звуком «З», беседа о диких животных, заучивание стихотворений, разучивание танца «Зайчики».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят в спальню за логопедом с чистоговоркой:

«Зу - зо - за – на улице гроза»

- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Это учителя из разных школ нашего города. Поздоровайтесь с ними.

- Давайте с гостями поиграем. Они вам будут писать указательным пальчиком на ладошке какую-нибудь букву, а вы постарайтесь узнать её.

- Хорошо. А теперь встаньте в красивую линеечку и всё внимание на меня. Давайте вспомним наше правило:

«Слушаем внимательно, говорим старательно».

2. Упражнение «Узнай героя»

- К нам сегодня пришёл ещё один гость. Чтобы узнать, кто он, вам нужно взять листочки и положить их на ладошку. Поднесите ладошку поближе ко рту, через носик сделайте глубокий вдох и на выдохе губами «трубочкой» сдуйте салфетки с картинки.

- Ангелина, что у тебя на картинке? У меня на картинке уши.

- Чьи уши? Заячьи уши. (Мордочка, хвост)

- Так кто же это? Заяц.

- Назовите зайца ласково. Зайчик, заинька, зайка, зайчишка.

- Зайчик замёрз и решил забежать к нам в детский сад.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

- Давайте покажем зайчику как можно погреться. Обхватите себя за плечи и, похлопывая ладошками произнесите: «Зы - зы - зы».

- Покажем зайцу, как мы занимаемся? Да.

- Сядет на место тот, кто назовёт заячью семью. Зайчиха, заяц, зайчата.

3. Артикуляционная гимнастика

- Для начала сделаем артикуляционную гимнастику. Пододвиньте к себе зеркала. Улыбнитесь себе. Сделайте: «заборчик», «маляр», «качели», «горку».

4. Выделение звука и его характеристика

- Ребята, какой первый звук в слове ЗАЯЦ? В слове заяц первый звук «З».

- Произнесите звук «З» и проверьте себя в зеркале. Данил, дай характеристику звука «З»? Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язычок горкой и упирается за нижние зубы, воздушная струя идёт по языку, горлышко дрожит. Звук «З» согласный, звонкий, твёрдый.

- Молодец! Раз, два, три – зеркало на край стола убери.

- Ребята, посмотрите, чьи это следы? Это заячьи следы.

- Как вы догадались? У зайца следы задних лап впереди, а передних лап сзади.

- Зайчик оставил свои следы для того, чтобы вы выполнили задание.

5. Упражнение «Внимательные ушки»

Вставайте перед следами. Я буду произносить разные слоги. Если вы услышите слог со звуком «З» делайте шаг вперёд на след, а на все остальные слоги стойте на месте. (Ко, му, зо, ши, са, ах, уз, но, зы.)

6. Упражнение «Повтори - ка»

- Перед вами конверты. Чтобы их взять, превратитесь в заячью семью. Я произнесу слоговую цепочку, а вы её должны повторить.

- Ярослав, произнеси слоги как взрослый заяц : Аз – оз – уз.

- Данил, произнеси слоги как маленький зайчонок: Зу – зы – за.

- Лина, произнеси слоги как зайчиха: За – зу – зо.

- Справились с заданиями, берите конверты и садитесь на свои места. Проверьте спины, ножки. Откройте конверты и достаньте то, что в них лежит. (В каждом конверте по з картинки)

7. Упражнение «Найди картинку и место звука «З»

- Выберите картинку со звуком «З» и положите её пред собой.

- Данил, какую картинку ты выбрал? Я выбрал берёзу. В слове берёза есть звук «З». (Зонт, азбука)

- Достаньте схемы слов из контейнеров и определите место звука «З» в вашем слове.

- Ярослав, где стоит звук «З»? В слове зонт звук «З» стоит в начале слова.

- Лина, где стоит звук «З»? В слове азбука звук «З» стоит в середине слова.

- Данил, где стоит звук «З»? В слове берёза звук «З» стоит в середине слова.

- Справились с заданием. Схемы слов и картинки уберите.

8. Разгадывание ребуса

- Зайчику очень понравилось, как вы играете со звуками. Он приготовил вам ребус. Если вы его расшифруете – узнаете имя зайца. Захар.

9. Упражнение «Посчитай и называй»

- Захар любит, как и все зайцы стучать лапками по пням. Простучите ладошками имя зайца на столе. Сколько слогов в слове Захар? В слове Захар два слога.

- Какой первый слог? Первый слог ЗА.

- какой второй слог? Второй слог ХАР.

10. Упражнение «Узнай и назови»

- Зайчик хочет узнать, сколько звуков в его имени и какие они.

Давайте будем считать звуки, начиная с первого. (1-З, 2-А, 3-Х, 4-А, 5-Р) Сколько звуков получилось? В слове Захар пять звуков.

(Логопед вывешивает на магнитную доску звуковую схему слова Захар)

- Вот схема слова Захар. Теперь разберём каждый звук и раскрасим квадратики карандашами нужного цвета.

- Лина, дай характеристику первого звука. Первый звук «З». Он согласный, звонкий, твёрдый. Я первый квадратик раскрашу синим карандашом.

(Каждый ребёнок выходит к магнитной доске и даёт характеристику звука).

- Молодцы! Здорово получилось. Ребята, у Захара есть дружок. Лина знает стишок про него.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Вот он прыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Затаился в уголке,

Поплясал на потолке.

Вот он спрятался в кроватке.

С нами он играет в прядки.

- О ком стихотворение? Стихотворение о солнечном зайчике.

11. Зрительная гимнастика

- Подходите ко мне. Смотрите внимательно на стену, сейчас солнечный зайчик появится. А вы за ним следите только глазками, не поворачивая головы. (Логопед лазером водит по стене, а дети следят глазами)

- А теперь поморгайте и сильно зажмурьте глазки. Солнечный зайчик спрятался. А мы продолжаем.

12. Игра «Измени словечко»

- Скажите, ребята, что умеет делать заяц? Заяц умеет бегать, прыгать, петлять, грызть, сидеть, стучать.

- Я вам по порядку буду бросать мяч и говорить, что зайчик делал. А вы мне будете бросать мяч и говорить, что зайчик сделал? Например: Зайчик прыгал – зайчик запрыгал. (Стучал - застучал, петлял - запетлял, путал - запутал.)

- Давайте вспомним сказки, в которых один из героев – заяц.

(Заюшкина избушка)

13. Игра «Строим избу»

- Зайчик тоже хочет, чтобы у него была избушка. Давайте построим избушку Захару. Вы по очереди будете брать части избы и характеризовать зайчика. Зайчик какой? Длинноухий, шустрый, робкий, трусливый, быстрый, ловкий, косой, выносливый.

- Вот и построили избушку. Садитесь на места.

14. Упражнение «Составь схему предложения»

- Ребята, посмотрите, где спрятался зайчик Захар? придумайте предложение. Зайчик спрятался за избушкой.

- Какое короткое слово есть в этом предложении? В этом предложении короткое слово «За».

- А сейчас, где зайчик? Зайчик выглядывает из-за избушки.

- Составьте схему этого предложения. Возьмите нужные детали и приступайте. А я на доске тоже выложу схему этого предложения.

- Какое первое слово в предложении? В этом предложении первое слово «Зайчик».

- Какое короткое слово есть в предложении? В этом предложении короткое слово «Из-за».

- Молодцы! Убирайте схемы.

15. Танец «Зайчики»

- Ребята, заяц Захар очень любит танцевать.

На поляне у пенька

Зайцы пляшут трепака.

Пляшут, веселятся,

Топать не боятся. (Танец)

- Настоящие зайчата!

- Подойдите ко мне. Давайте вспомним правило. Чем звуки отличаются от букв :

«Звуки произносим, слышим.

Буквы видим мы и пишем»

- Какую букву обозначает звук «З»? Звук «З» обозначает букву З.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра 3.

16. Игра «Узнай букву»

- Захар – настоящий художник. Вот его картина. Какую букву он спрятал и на что она похожа? Буква З похожа на змею, на стружку, на дымок.

17. Упражнение «Найди и обведи»

- Садитесь на свои места. Перед вами листочки с разными буквами. Найдите и обведите только букву З синим карандашом. Держите карандаш правильно, локоть лежит на столе, спина ровная.

18. Игра с гостями «Читаем слоги»

- Давайте поиграем с гостями. Гости будут показывать какую- нибудь сторону кубика, а вы прочитаете слоги. (ЗА, УЗ, ЗО, ИЗ, ЗУ, ЗЫ.)

19. Игра «Придумай слово»

- Придумайте слова, которые начинаются на слог ИЗ. (Избушка, известь, изображение, изгиб)

- Придумайте слова, которые начинаются на слог ЗА. (Забор, заяц, заколка, заморозок)

20. Итог занятия

- Отлично! Давайте вспомним, чем сегодня занимались. Что понравилось?

- Зайчик Захар погостит у нас немного и побежит к своей семье в лес. А вы посмотрите, что лежит в ваших кармашках. Это подарочки от зайца. (Морковки из бумаги, внутри - конфеты)

- Я вами горжусь! Прыгайте в группу. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Заяц Захар. Звук [з] и буква З» для детей с ОНР подготовительной группы
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 09:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД