Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Р], [Р’] и буква Р. Игры от Федоры»

Анастасия Афанасьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Р], [Р’] и буква Р. Игры от Федоры»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Звуки Р,Рь и буква Р. Игры от Федоры»

Цель: знакомство с буквой Р.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с буквой и закреплять образ буквы «Р»;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [Р], [Р’] и буква Р, Игры от Федоры“» размещена в разделах

- актуализировать знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово», «предложение» ;

- учить составлять слова по заданным буквам;

Развивающие:

- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

- развитие зрительной памяти;

Коррекционные задачи:

- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов;

- закреплять навык графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии и дислексии;

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки;

Оборудование: запись (сообщение от Федоры, предметные картинки, «тарелочки» -предметы для игры «Собери тарелку», рабочие листы (работа с графическим образом буквы, символы- схем для звукового анализа слов;

Ход занятия:

1. Мотивационный момент:

- Ребята, к нам часто заглядывают сказочные герои на занятия, но сегодня одна героиня не смогла прийти, но прислала звуковое сообщение. Хотите знать от кого сообщение?

- Послушайте её и узнайте, о какой сказке и героине сегодня пойдё т речь:

Загадка:

В сказке этой, вот беда,

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда, куда!»

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Все виновную прощают,

Без хозяйки плохо быть,

А она им обещает

Их не пачкать и не бить.

Дети (хором) : «Федорино горе»!

На экране появляется изображение тетушки Федоры.

Включается звуковое сообщение :

- Добрый день ребята! Вы знаете, что сейчас я очень занята, слежу за порядком в доме. Но приготовила для вас разные интересные задания со звуками и буквами, с которыми вам нужно будет справиться. Удачи вам!

2. Объявление темы занятия

- А вот с каким звуком вы будете сегодня играть, вы узнаете, если справитесь с первым заданием тетушки Федоры. Послушайте цепочку слогов и назовите один и тот же звук в каждом слоге. РА-РО-РУ

- Правильно, с этим звуком (Р) мы знакомимся сегодня.

3. Актуализация имеющихся знаний.

- Ребята давайте вспомним:

- Чем отличаются звуки от букв?

- Какими бывают звуки?

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

- Какие звуки называют согласными?

- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

- А еще? (звонкими и глухими)

4. Характеристика звука Р, Рь

У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

5. Дифференциация Р и Рь, место звука в слове.

- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи. И это 2 задание от тетушки Федоры

Упражнение «Хлопни – топни»

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь : треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

Или

Упражнение «Разбежались все слова»

- Разбежалась вся посуда, нет тарелок. А еда: Фрукты, овощи, продукты разбежались кто куда. Задача: разобрать в две группы слова на картинках.

сковорода, графин, картофель, помидор, - общий звук Р

тарелка, огурец, редис, кастрюля- общий звук рь

Упражнение «Найди место звука в слове» (несколько слов со слайда разобрать)

- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)

6. Знакомство с буквой «Р». Графический образ буквы.

- Как же на письме мы будем обозначать звуки Р и РЬ?

- А вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа?

Давайте встанем и покажем.

1) (Дети встают)На что похожа буква Р? Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Встать на ножки поскорей,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Букву Р пишу я так :

Представляю – это флаг.

Шест прямой, а полотно –

Справа и кругло оно. (Е. А. Тырнова)

2) Дети находят букву «Р» в кассе букв.

3) Прописывание буквы в воздухе.

4) Выкладывание буквы ниткой на бархатной бумаге (можно заменить на другое или убрать)

Игра «Тарелочки от тетушки Федоры»

- А вот еще одно задание от Федоры. Она оставила для нас свою посуду и просит найти тарелочки, на которых изображена бука Р.

- Рассмотрите буквы на тарелочках и скажите, какие изменения с данными буквами надо выполнить, чтобы они превратились в букву Р?

7. Работа с рабочими листами

На них:

Группа букв Р, изображенных правильно и нет- обвести верные

Вертикальная палочка- допечатать букву Р, печатаем букву Р и слоги РА, РО, РУ,

8. Ребус –отгадка (Роза) Федора теперь не только ухаживает за посудой но и разводит цветы. Угадайте какой любимый цветок тетушки Федоры.

9. Звуковой анализ слова

Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.- задание о Федоры.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([О] – гласный)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] – согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([А] – гласный)

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Назовите 3-ий звук (з, 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

- Сколько в этом слове слогов? (2)

- Давайте запишем это слово на листе, рядом со слогами.

10. Составление предложения

Работа со словами со словами Федора и роза

11. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Дайте его характеристику звуку Р, Рь?

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Сбор рабочих листов в подарок для тетушки Федоры.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Р], [Р’] и буква Р. Игры от Федоры»
Опубликовано: 18 января 2022 в 17:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД