МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» в старшей группе

Алёна Чахлова
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» в старшей группе

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема занятия: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р.

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель занятия: Формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции звучании звуки: л-р, через дидактические игры и упражнения.

Задачи занятия*

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [Л]-[Р]“ в старшей группе» размещена в разделах

Образовательная задача: Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи, и определять позицию звука.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение).

Воспитательная задача: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Планируемый результат занятия:

1. Дети знают различия звуков Л-Р в словах, фразовой речи. Умеют определять позицию звука.

2. Дети воспринимают звуки Л-Р зрительно и на слух; анализируют обобщают вопросы по теме.

3. Дети дружелюбны между собой.

Материалы и оборудование: материал для игр «Шахматная доска», «Стираем и гладим»; картинки комнаты, картинки.

Ход занятия

Организационно – мотивационный этап

ПРИВЕТСТВИЕ

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте пожелаем друг другу хорошей работы и скажем у нас всё получится, мы всё сможем.

- Возьмёмся за руки и все вместе скажем у нас всё получится, мы всё сможем.

-Присаживайтесь на стульчики, сидим правильно, спинку держим ровно, красиво.

Этап постановки проблемы

-Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что на них изображено.

(Рак, рыба, радуга, рысь; лимон, лук, лист луна)

-Какие звуки встречаются в начале этих слов?

(звуки л-р)

-Что объединяет эти слова?

(Звук «р»)

-А эти?

(звук «л»)

Верно, молодцы!

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

(со звуком л и р)

Верно ребята!

Этап ознакомления с материалом

АНАЛИЗ ЗВУКА

-Давайте мы узнаем какой звук «Л-Р».

Звук Р - согласный, твёрдый, но может быть мягким.

Давайте проверим, какой он звонкий или глухой.

Подставляем ладонь под подбородок и произносим Р-р, горлышко что делает? (Дрожит, значит какой он? (Звонкий)

Р-р – звонкий, дрожит горлышко.

-Значит звук Р – согласный, звонкий, твёрдый, но может быть мягким.

-Звук Л какой - согласный, твёрдый, но может быть мягким.

Давайте проверим, какой он звонкий или глухой.

Подставляем ладонь под подбородок и произносим Л-л, горлышко что делает? (Дрожит, значит какой он? (Звонкий)

-Значит звук Л – согласный, звонкий, твёрдый, но может быть мягким.

- Что общего между этими звуками?

(Они согласные, твёрдые, но может быть мягким, звонкие)

Молодцы!

ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК»

-Я сейчас предлагаю Вам поиграть в игру «Поймай звук».

ХОД ИГРЫ

-Я сейчас вам буду перечислять разные слова, а вы должны будете хлопнуть в ладоши если услышите в слове звук Л-Р и сказать, где спрятался звук в начале, в середине или в конце слова.

(Пирамида, лимон, радуга, лежать, жидкий, мокрый, живой, живот, река, море, мираж, жук)

ИГРА «СТИРАЕМ И ГЛАДИМ»

(РАБОТАЮ НА ДОСКЕ)

-Ребята, а теперь давайте поможем постирать Рите вещи со звуком «Р», а Лене погладить одежду со звуком «Л».

-Поможем?

Ход игры

-И так ребята, я сейчас вам раздам карточки на доске висит поле куда вам нужно будет соотнести карточки на нужный звук.

-Если это звук «Р», то помогаете Вере стирать вещи, если это в слове звук «Л», то помогаете гладить Миле одежду.

-Всем все понятно?

- Я каждому ребёнку раздаю по карточке, дети называют слово подходят к доске и соотносят карточки на нужное поле на листе и говорят где спрятался звук «Л» или «Р».

ДЕТИ СООТНОСЯТ КАРТОЧКИ СО ЗВУКОМ (Л-Р), потом вместе проговариваем слова и где спрятался звук

-Верно, вы большие молодцы!

ИГРА «НОВОЕ СЛОВО»

-А теперь предлагаю сыграть в игру. Называется «Новое слово».

ХОД ИГРЫ

-Я назову вам слово, а вы должны будете

заменить звук «Л» на звук «Р» в слове и получите новое слово.

Например:

Лак первый звук «Л» нам нужно заменить на звук «Р».

Был Лак, а стал Рак

Лама – Рама; Игла – Игра; Лука – Рука;

Ложки – Рожки; Ложь – Рожь; Жалко-Жарко.

Молодцы!

А теперь давайте немного разомнёмся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

-Молодцы!

-Присаживайтесь на стульчики.

Этап практического решения проблемы

ИГРА «ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

А сейчас, мы проверим, хорошо ли вы умеете отличать звуки Р-Л. Будем играть в шахматы, но вместо шахмат, будут картинки в названиях которых спрятались наши звуки. Слушаем внимательно правило игры!

-Я вам сейчас раздам по 2 поля. На одном поле картинки, на втором квадраты чёрные и белые.

-Делимся на 2 команды.

-Первой команде нужно найти слова со звуком «Р» и закрыть их чёрным квадратом.

- Второй команде нужно найти слова со звуком «Л» и закрываем белым квадратом.

-Как все сделаете, мы проверим правильно ли вы выбрали слова со звуком «Л» и «Р».

- Первая команда ищет слова со звуком «Л» и закрывает белыми квадратами

- Вторая ищет слова со звуком «Р» и закрывает их черными квадратами.

-Затем поменяемся.

-Всем всё понятно?

(ДЕТИ РАЗДЕЛЯТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СЧИТАЛКИ)

ИГРАЕМ В ИГРУ «Шахматная доска»

-Какие слова со звуком «Р» вы закрыли черным квадратом? – дети проговаривают слова каждый по очереди.

-Какие слова со звуком «Л» вы закрыли белям квадратом? – дети проговаривают слова каждый по очереди.

Молодцы!

-Меняемся, теперь вы ищите слова со звуком «Р», а вы со звуком «Л».

ДЕТИ, ВНОВЬ ИГРАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО В ИГРУ «Шахматная доска»

Молодцы!

-Ребята, я сейчас вам раздам картинку с изображение комнаты.

Вам нужно будет найти на картинке сначала слова со звуком Л, а потом слова со звуком Р.

Первая группа по очереди называет мне слова со звуком «Л», а вторая называем слова со звуком «Р».

РАЗДАЮ ДЕТЯМ КАРТИНКИ (ИЗОБРАЖЕНИЕ КОМНАТЫ С РАЗНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, ДЕТИ НАЗЫВАЮТ СЛОВА СО ЗВУКОМ (Л-Р)

Заключительный этап

Сегодня все очень хорошо занимались.

Какие звуки сегодня мы проговаривали?

(звуки Л-Р)

Эти звуки придут еще к вам на занятие и просят выучит скороговорку:

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

-Теперь давайте вместе повторим, а потом по одному.

-Ребята, скажите какие звуки встречается почти в каждом слове этой скороговорки?

(Звук «Л-Р»)

-А в каких словах встречается звук «Л»?

(Ловит, уплыл, улов)

-А в каких словах встречается звук «Р»?

(Рыбу, рыболов, реку)

-Вы большие молодцы, можете встать и поиграть.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» в старшей группе
Опубликовано: 25 января 2024 в 17:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД