Получи документы

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]»

Елена Ильина
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]»

Познавательные задачи:

1. Обогащение представлений детей по теме «Космос».

2. Формирование навыка работы по алгоритму

Коррекционно-развивающие задачи:

3. Закрепление основных артикуляционных укладов звуков [л - р].

4. Совершенствование фонематического слуха.

5. Дифференциация звуков на слух (в изолированном положении, слогах,

словах.

6. Дифференциация звуков [л - р] на уровне слогов, слов, предложений в различных речевых ситуациях.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы „Дифференциация звуков [л]-[р]“» размещена в разделах

7. Активизация словаря: летательный аппарат, путешественник, космонавты, закладка.

8. Образование сложного слова «луноход».

9. Координация речи с движениями пальцев.

10. Развитие воображения, креативного мышления.

11. Выполнение движений, избегая зеркальности.

12. Выработка самоконтроля.

13. Предупреждение вторичных нарушений.

Воспитательные задачи:

1. Развитие волевых процессов.

2. Формирование умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам.

Оборудование:

Наглядный материал из пособий Нищевой Н. В., Мельниковой С. М. и Бикиной Н. В., Лебедевой И. Л., трафареты фигур животных, символы согласных звуков.

Ход занятия:

1. Логопед: Сегодня нас ждет путешествие: можно на ракете отправиться на Марс, можно на луноходе путешествовать по Луне.

Путешественники у нас необычные. Вот первая команда: тигр, носорог, жираф, морж. Почему они оказались в одной команде?

Дети: В названиях животных мы слышим звук [р]).

Логопед: Познакомьтесь со второй командой волк, белка, слон, голубь.

Почему они оказались вместе?

Дети: Эти слова со звуком [л]).

Логопед: Как вы думаете, на чем они будет путешествовать?

Дети: Тигр, носорог, жираф, морж - на ракете, потому что во всех этих словах есть звук [р].

Волк, белка, слон, голубь - на луноходе, потому что это слова со звуком [л].

2. Логопед: Вы догадались, какие звуки мы будем сегодня внимательно слушать и правильно произносить?

Дети: Звук [р], звук [л].

Логопед: Вспомните, что мы знаем об этих звуках.

Дети: Звуки [л, р] согласные, твердые, звонкие.

Логопед: Докажите, что эти звуки согласные.

Дети: Звуки [л, р] произносятся с преградой. Язык мешает.

Логопед: Да, воздушная струя на пути встречает преграду - язык.

Логопед: Докажите, что звуки [л, р] звонкие.

Дети касаются ладонью горла, закрывают руками уши. Объясняют, голосок работает.

Логопед: Да, когда мы произносим звуки [л, р], голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

Логопед: Что еще надо вспомнить звуках [л, р]?

Дети: Звуки [л, р] – твердые.

Логопед: Дети, расскажите еще раз все о звуках [р, л].

Дети: Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.

Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.

3. Логопед: Наши рассказы о звуках – одинаковые, а звуки разные. РРРРР, ЛЛЛЛЛ. В чем секрет?

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прочувствовать, как работает язычок. Посмотреть артикуляцию друг друга.

Дети: Когда мы произносим звук [р] кончик языка поднят к небу и дрожит, как-будто горошина катится. Когда мы произносим звук [л] кончик языка поднят и прижимается к небу.

Логопед: Вы правы. Положение языка одинаковое – язычок поднят к небу, но работает язычок по-разному:

- при произнесении звука [р] язычок вибрирует, воздушная струя идет по середине языка.

- при произнесении звука [л] язычок прижимается к небу, воздушная струя идет по бокам языка.

Логопед: Мы будем учиться слушать и произносить эти звуки, постарайтесь их не путать.

Игра «Угадай звук» (на материале изолированных звуков, в прямых и обратных слогах). Для ракеты я завожу мотор, а вы его покажите, луноходу – даю гудок, а вы изобразите его руками. Приготовились.

Дети выделяют звуки [л, р] на слух и обозначают их двигательным сигналом.

Логопед: Молодцы, наши космические аппараты в полной готовности! А теперь - полет.

Игра «Поменяй ногу, избегая зеркальности»

На слог [РА] дети стоят на левой ноге, [ЛА] - на правой.

Логопед произносит слоги: РА, ЛА, ЛА, ЛА, РА…

4. Логопед: Молодцы, полет проходит нормально. Я слышу сигнал SOS. Но страшный смерч разрушил все на этой планете. Надо помочь.

Игра «Клад – град».

Логопед: Страшные черные тучи плывут по небу.

Одни роняют на землю КЛАД – подставляйте ладошки!

А другие несут ГРАД – прячьтесь под «зонтики» (соединяем руки над головой):

Град, град, клад, град, клад, клад, клад, град.

ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, сКЛАДка, заКЛАДка.

5. Логопед: А закладка в книге! Послушайте, что там написано! (выставляем картинку «царь»)

Жил да был когда-то встарь

Очень добрый старый царь.

Он в делах себя прославил –

Своим царством мудро плавил (правил).

Воевать он не любил,

Заключал с врагами мил (мир,

Шла молва из края в край,

Будто там не жизнь, а лай (рай).

Какая-то путаница, Послушайте еще раз и поправьте меня.

Дети слушают стихотворение и правильно произносят слова.

Логопед: Еще раз произнесите слова правильно.

Дети: Правил, мир, рай.

Логопед: Вы очень внимательны. Произнесите звуки [р, л] правильно.

Дети произносят звуки [р, л] в изолированном положении.

6. Логопед: А теперь будем учиться говорить на незнакомом языке. Я бросаю звук, а вы возвращаете его с гласным звуком, что получится?

Игра «Добавь звук».

Логопед бросает звук [р] или [л].

Дети произносят слог с заданным звуком.

7. Логопед: Молодцы. А теперь надо произнести волшебную цепочку слогов и мы увидим эту планету. Запомните слоги и повторяйте их четко и ритмично.

Дети произносят слоги: ла-ра-ла-ра-ла-ра

лы-ры-лы-ры-лы-ры

Игра на компьютере «Собери пазл».

Логопед: Вспыхнет звездочка, произнесите слог.

Вот и увидели мы эту чудесную планету!

8. Логопед: Давайте познакомим царя с космонавтами. Я их называю, а вы повторяете их имена.

Игра «Запомни, повтори правильно»

Логопед произносит ряд из трех, четырех слов, дети его повторяют:

- тигр, волк, носорог;

- жираф, морж, слон;

- волк, носорог, белка, слон;

- голуби, морж, тигр, белка.

9. Логопед: Чтобы царь не напутал, напомните самое длинное название животного со звуком [р].

- Носорог.

Логопед: Какая гласная в этом слове дружит со звуком [р].

Дети: Звук [о].

10. Игра «Один – много»

Логопед произносит слова в единственном числе, дети – во множественном.

11. Логопед: Назовите все гласные в слове «голуби».

Дети: Гласные звуки [О, У, И].

Логопед: Что могут рассказать о слове гласные звуки?

Дети: Можно узнать, сколько в слове слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Назовите со звуком [л].

Дети: Ло.

12. Логопед: Теперь мы можем узнать имя царя. Напоминаю, звук [р] мы обозначаем буквой Р, а звук [л] – буквой Л.

Угадайте и составьте имя царя.

Детям предлагается набор букв: у, а, л, Л, Р, р. Они выкладывают имя царя.

Логопед уточняет правила написания имен.

Логопед: Эта планета необыкновенная. Все, кто оказался на ней, становятся прозрачными, но стоит им полежать на песке, они меняют цвет.

Дети выкладывают силуэты фигур на сером, розовом, желтом и золотом фоне.

Игра «Космические чудеса»

Логопед: Был волк прозрачный, а стал ….

Дети: Золотой….

Был волк золотой, а стал серый.

Был жираф розовый, а стал желтый….

13. Логопед: А теперь подарок от царя – игры!

Игра «Лото»

Логопед: Рассмотрите карточки, назовите предметы, нарисованные на них. Определите первые слоги в словах. Подберите нужные слоги.

Дети подбирают нужные слоги.

Логопед: Мы собрали первые слоги и из них у нас получились новые слова: Я-ГУ-АР, ГА-ЛО-ШИ.

14. Логопед: Придумайте со словами «ягуар», «галоши» предложение.

Дети: Ягуар носит галоши.

Логопед: Молодцы, вы настоящие фантазеры.

14. Игра «Волшебники»:

Логопед выкладывает парные картинки угадывает, кто где прячется. Перед каждым этапом дети проговаривают чистоговорку:

Рыбу ловит рыболов,

В озеро уплыл улов.

Итог занятия:

Дети получают в подарок от царя Луки книжки-малышки.

Логопед: Наше путешествие было интересным и познавательным. Мы открыли новую планету, познакомились с ней поближе. Наше путешествие на этом не кончается. Мы преодолели только половину пути, новые приключения ждут нас.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР «Дифференциация звуков [П]-[Т]» [b]Конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы с ТНР по теме «Дифференциация звуков П-Т,на материале лексической.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Поможем почтальону. Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’]» «Поможем почтальону» Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Поможем почтальону» Цель: учить дифференцировать звуки Р,Рь –.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес» Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес». Составила:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико - артикуляционной.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ .

Конспект логопедического подгруппового занятия «Овощи и фрукты» для детей старшей группы Логопедическое занятие Лексическая тема «Овощи. Фрукты» Занятие проводится с подгруппой детей (4 человека). Цель: расширение активного и.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [В]-[Ф]. Программное содержание:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы. Дифференциация звуков [с]-[с']Цель: закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах и предложениях» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Р и Л в словах и предложениях". Цель: автоматизировать и.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» ФИО педагога: Починская Евгения Александровна Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]» Возрастная группа: дети 6-го года жизни (подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]»
Опубликовано: 2 октября 2019 в 13:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД