МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Давайте землю оживим!»

Ирина Герасева
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Давайте землю оживим!»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о свойствах земли.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с составом земли;

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

3. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Земля».

4. Формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать;

2. Формировать у детей познавательную и речевую активность.

3. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Давайте землю оживим!“» размещена в разделах

Воспитательные задачи:

1. Формировать коммуникативные навыки в работе парами;

2. Воспитывать любовь к природе;

3. Формировать основы экологической культуры.

Методы и приёмы.

Материал:

1. Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;

2. Вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля;

3. Поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса;

4. Дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

Предварительная работа:

1. Занятия по теме «Земля»,

2. Беседа с детьми о значении и свойствах воды,

3. Просмотр фильма

4. Чтение и обсуждение сказок

5. Чтение стихотворений по теме

6. Отгадывание загадок

7. Рисование на тему: «Матушка - земля»

Ход занятия.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

- И топчут ее, и режут ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля)

Воспитатель.

2. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой.

- Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»?

- Земля добрая, потому на ней все растет.

- Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая?

- Твердая, крепкая

- А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва?

- На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

- Пишут, исследуют, наблюдают, проводят опыты.

Экспериментирование.

Исследование песка.

Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией.

Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.

В: Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

Дети называют предметы.

- Какие предметы вы узнали быстрее всего?

- Камни, песок

- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

- Из маленьких песчинок.

- Похожи ли песчинки друг на друга?

- Да

- Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

- Сыпучий.

- А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

- Песчинки сдуваются

- Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

- Он станет мокрым, тяжелым.

Проведение опыта.

- Куда девалась вода?

- Она в песок впиталась

- Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

- Нет, сыпучий только сухой.

- Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого?

- Из мокрого.

- А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.

- По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Как вы догадались, что это глина?

- Тяжелая, темная, кусками

- Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

- Твердая

- Глина состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

- Она плохо проходит сквозь глину.

- Как изменилась глина?

- Стала как пластилин, мягкой, из нее можно лепить.

- Давайте вспомним, как после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.

Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

В заключение воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду.

Физкультминутка.

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения:

РАЗ — и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА — и вмиг я глиной стану»

Может, к обуви пристану.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ — я почва — верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ — сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ — камни мы,

Крепкие ребята.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам.

И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней.

Воспитатель. А сейчас мы будем исследовать камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?

- Твердые, холодные, шероховатые, неровные.

- Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

- Нет.

- Как они изменились?

- Стали мокрыми, стали ярче, красивее.

- Стали блестеть.

- Кто знает, где «живут» камушки?

- В горах, в море, в реке, в озере, в пещерах.

- Кто из вас видел камни, и где это было?

Дети рассказывают.

В заключение воспитатель с детьми делает вывод:

«Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней?

- Земля.

- Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

- Камешки есть, частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки.

- Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

- Вода впиталась, почва стала мокрой, влажной.

- Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

- Она уходит в горшок, почву, и растение может «напиться».

- А кто живет в почве?

Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения, В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений.

- Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста.

- Глина, камни, песок.

- У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой».

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемещать. Что получилось?

- Земля.

- Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему?

- На земле растут деревья, трава, кустарники.

- Земля — это еще и название нашей планеты.

Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле. Дети говорят добрые слова.

В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.

- А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты.

Дети рассматривают игровое поле

Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках.

Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега.

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили?

- Какая земля, из чего она состоит

- Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под

ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей.

Воспитатель берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань.

Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.

Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмем этот поднос в группу, и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по связной речи в подготовительной группе детей с ОНР «Цветы» Конспект фронтального занятия по связной речи в подготовительной группе ОНР 1. Тема: развитие связной речи на примере лексической темы «Цветы».

Конспект игрового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Звездный час» «Звездный час» (занятие в подготовительной группе для детей с ОНР) Задачи: 1. Закреплять умение ориентироваться в звуковой структуре слова.

Конспект интегрированного досуга-занятия логопеда и воспитателя «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР Авторы: Кудрявцева Ирина Васильевна - учитель-логопед ГБДОУ №49 Красносельского района г. Санкт-Петербург Строкова Лариса Петровна -воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Помоги Незнайке» Цель: закрепление математических знаний у детей 6 – 7 лет с ОНР. Коррекционно – образовательные задачи: 1. Обогащение словаря; 2. Совершенствование.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятий в подготовительной группе для детей с ОНР Цель: всестороннее гармоничное развитие личности, развитие.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Семья» Тема: «Семья» Цель: Активизация словаря на тему «Семья» Задачи: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства.

Конспект итогового логопедического занятия по закреплению звука [Ш] для детей с ОНР в подготовительной к школе группеКонспект итогового логопедического занятия по закреплению звука [Ш] для детей с ОНР в подготовительной к школе группе Доброго времени суток,уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Продукты питания» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Продукты питания" Учитель- логопед Запащикова Ю. И. Цель занятия: Расширить.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «В стране Здоровья» Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «В стране Здоровья».Тема: «В стране Здоровья»Цель:Формировать навыки.

Конспект интегрированного досуга-занятия логопеда и воспитателя по теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР Авторы: Кудрявцева Ирина Васильевна (учитель -логопед ГБДОУ № 49 Красносельского района Санкт-Петербурга) Строкова Лариса Петровна (воспитатель.

Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Давайте землю оживим!»
Опубликовано: 27 марта 2018 в 20:40
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД