Елена Гайрунова
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по произведению «Всяк по-своему» Г. Скребицкий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия :Чтение сказки Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
Возрастная группа : старшая
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по произведению „Всяк по-своему“ Г, Скребицкий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия : Познакомить детей с новым произведением Г. А. «Всяк по-своему»
Задачи занятия :
Образовательные
– продолжать учить понимать и оценивать характер поступков героев произведения Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему»; упражнять в подборе прилагательных к существительному.
Развивающие
– закреплять умение правильно отвечать на вопросы педагога; продолжать развивать словарный запас; развивать внимание, память.
Воспитательные
– воспитывать желание слушать художественную литературу по произведению Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему»; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Дополнительные задачи:
Игровая: совершенствовать знания детей о подготовке животных к зиме посредством дидактической игры.
Словарная работа: убежищ, сочные побеги.
Планируемый результат занятия : стойкий познавательный интерес к произведению Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему», детьми раскрыты: идея произведения, характеристики героев, мотивы поступков. Дети закрепили представления о том, как животные готовятся к зиме.
Подготовительная работа: Беседы с детьми на тему «Времена года» подготовка иллюстраций к произведению Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему», разработка дид. игры.
Материалы и оборудование : портрет Г. А. Скребицкий, иллюстрации к сказке
Ход занятия
1. Организационно – мотивационный этап
Воспитатель:Ребята, расскажите, какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу тепло своих ладоней, тем самым пожелаем друг другу доброго утра и хорошего дня.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
2. Основной этап.
2.1 Этап постановки проблемы
Воспитатель:Ребята, к нам в гости пришел зайка. Он первый раз зиму встречает. И очень переживает как прозимует. Поможем зайке.
Дети:Да.
Ребята, отгадайте мою загадку.
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля в разные времена года) Воспитатель:Ребята, скажите, а какое у нас сейчас время года?
-А что в это время происходит в природе?
Воспитатель:Правильно, падают листья, растения готовятся к зиме.
-А животные, они готовятся?
-Ребята, скажите, а все ли животные готовятся к зиме одинаково?
Воспитатель:Правильно.
-Ребята, а знаете, у меня в детстве была традиция – каждую осень мы с мамой читали произведение «Всяк по-своему», автор которого Георгий Скребицкий, у него есть множество произведений, но это я любила особенно.
2.2 Этап ознакомления с материалом.
Воспитатель:Давайте, чтобы узнать как готовятся животные к зиме, мы прочтем его вместе? Но сначало познакомимся с писателем который написал сказку «Всяк по-своему»с
Георгием Скребицким.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.
Воспитаетль:Ребята посмотрите какой он?Какой взгляд?Какие глаза?
Послушайте, как рассказал писатель Георгий Скребицкий в рассказе «Всяк по-всякому» о животных как готовились к зиме.
-В нем рассказывается о том, что у молодой зайчихи родился зайчонок, когда он подрос – он стал выходить гулять в лес и знакомиться со своими соседями. Так и прогулял он все лето беззаботно, а когда пришла осень он увидел, что все животные трудятся – готовятся к зиме: встретил белку, та носила грибы к себе в дупло; Увидел барсука – тот себе нору готовит; потом на его пути встретился бобр, да и тот готовил свой домик к зимовке; ежик – тоже запасался на зиму; увидел птиц улетающих на юг. И все его звали с собой, призывали готовится к зиме, а он то и не знал как это делать. А когда было совсем холодно зайчишка увидел тетерева, который наевшись так и спустился в снег. Продумал зайка, что и ему там тепло будет. Вырыл себе норку, в которой было тепло и совсем не было ветра, к тому времени заметил, что и шубка у него стала теплее и белее, незаметнее на фоне снега, так и не заметил косой, как зима миновала.
Главным героем рассказа является молодой зайчишка. Родился он летом и провел его беззаботно. Когда же настала осень, зайчик был удивлен, видя, как хлопочут звери, обустраивая свои жилища и делая запасы на зиму. Белка, барсук, бобр, ежик - все деятельно, каждый по-своему, готовились к зиме. А дрозды собирались лететь на юг. Зайчишке было очень тревожно. Он не умел ничего такого, что делали другие звери и птицы. Как же он переживет эту неведомую и страшную зиму, о которой все ему твердили?Но все оказалось не так страшно. К зиме у зайца отросла теплая белая шубка, делавшая его незаметным на снегу. Следы он научился запутывать. Прятаться от холода зайчишка, по примеру тетеревов, стал в снежных норках. А когда уже невозможно было добраться до травы под снегом, научился, глядя на лосей, есть кору и веточки деревьев. А снежные сугробы помогали до них дотянуться. И зима прошла благополучно.
Воспитаетль:У каждого зверя или птицы свои повадки, своя среда обитания, свой способ выживания. И то, что хорошо для одного, не подходит для другого. Каждому свое
Воспитатель:Произведение учит нас тому, что для каждого хорошо свое.
Давайте прочитаем отрывок и убедимся в этом.
чтение отрывка
Воспитаель:В произведении были малознакомые для вас слова, сейчас мы уточним значения этих слов:
«Убежище» - это место, где можно укрыться, найти спасение.
«Сочные побеги» - это новые веточки на деревьях
Дидактическая игра
Воспитаель:Ребята, а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
-Я буду читать начало предложения, вы должны его закончить, слушайте внимательно.
-Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы - тетерева.
- Ну, наелись - пора отдохнуть, - сказал старый тетерев своим собратьям. - Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра. /
-Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода.
-Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов?
Воспитатель:Молодцы, отлично справились!
2.3. Этап практического решения проблемы
Воспитатель:Ребята, а давайте вспомним момент, когда зайка смог понять как ему зимовать, прочитаем его еще раз:
"Какие же могут быть норки у тетеревов?" - удивился зайчишка.
Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
"Неужели же там тепло?" - удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.
С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.
Физминутка
Воспитаетль:А теперь, нам нужно немного подвигаться, давайте встанем. Повторяйте за мной.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, присели).
Воспитатель:Ребята, у меня для вас есть еще игра. (использование ИКТ)
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
3. Заключительный этап.
-С каким произведением сегодня познакомились?
-Ребята, вам понравилось произведение?
-Чем оно вам понравилось?
-Чему оно нас учит?
-С какими героями вы познакомились?
-Кто был главным героем?
-Как заяц спасался от холода?
-Глядя на кого зайка решил погреться в снегу?