Ольга Волкова
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. «Рассматривание картины «Собака со щенками»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской фестиваль
«Современные информационные образовательные технологии в ДОУ»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: Рассматривание картины «Собака со щенками»
в старшей группе
Подготовила и проверила:
Волкова Ольга Георгиевна
воспитатель МБДОУ
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе, „Рассматривание картины „Собака со щенками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
«Детский сад №22 «Журавленок»
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
Педагогический стаж 10 лет
Дата проведения: 11.04.2017
г. Новочебоксарск – 2017
Фамилия, имя, отчество автора: Волкова Ольга Георгиевна.
Занимаемая должность: воспитатель
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавленок»
Предмет: образовательная область «Речевое развитие» («Развитие речи»)
Тема: рассматривание картины «Собака со щенками»
Продолжительность: 25 минут
Группа : старшая группа
Технологии: интегрированное обучение; информационно – коммуникативные технологии; объяснительно- иллюстративное обучение; игровая; проблемно- поисковая;
личностно-ориентированная; здоровьесберегающая.
Аннотация:
Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, именно поэтому важно не упустить этот период. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей. Ведущими формами взаимодействия с дошкольниками в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» выступают образовательные ситуации, ситуации общения, самостоятельная речевая деятельность детей в условиях развивающей среды.
Организованная образовательная деятельность начинается с создания игровой мотивации, создающей у детей определенный настрой на занятие и нацеливающей на выполнение задач определенного сюжета. Сюжетная линия построена на использование ТРИЗ – игр в речевом развитии. ТРИЗ – игры «Объединяй», «Дели», «Хорошо - плохо», «Да-нетка» помогут педагогу решить поставленные задачи.
Цель: Развивать связную речь.
Образовательные :
- продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;
- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;
- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;
- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;
- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины.
Развивающие :
- продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;
- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.
Словарная работа: обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова «подзорная труба», «объект», «рукотворный мир», «природный мир».
Демонстрационный материал: картина «Собака со щенками», изображения Волшебников.
Раздаточный материал: подзорная труба, дидактические карточки с изображением объектов (по количеству детей)
Оборудование: мультимедийная установка, слайд – презентация, магнитная доска, дидактические карточки «Найди объект», флешка, указка, мяч.
Предварительная работа:ТРИЗ – игры «Объединяй», «Дели», «Хорошо - плохо»,
«Да-нетка».
Список использованной литературы:
1. Гербова В. В. ФГОС Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
2. Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ-РТВ как средство активации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть 1). Интернет-ресурсы.
3. Сидорчук Т. А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» АО «Первая Образцовая Типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ» 2015.
Методы и приемы:
- игровая мотивация: подарок от Волшебников;
- использование ИКТ: слайд - презентация рассматривание картины «Собака со щенками»
- дидактическое упражнение «Найди объект»;
- игра «Да-нетка»
- физкультминутка;
- проблемная ситуация – письмо от кляксы;
- работа с дидактическими карточками;
- Игра «Хорошо - плохо»
- Игра «Я слышу»
- Игра «Я чувствуют запах»
- Подведение итогов занятия;
Ход:
Дети заходят в группу с воспитателем и здороваются с гостями.
1. Воспитатель. Ребята, смотрите красивая коробка стоит, а на ней записка «Ребятам, группы «Пугане» от Волшебников». Тимур открой коробку посмотри, что там? (ответы детей).
Воспитатель. А что можно делать с подзорной трубой? (Ответы детей) Правильно рассматривать разные объекты. Давайте рассмотрим картину, а как она называется мы узнаем если отгадаем загадку. У собаки Микки родились котята: три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у Микки? (ответы детей)
Воспитатель:Да, у собаки появляются не котята, а щенки. Сегодня мы увидим их на картине «Собака со щенками»Слайд 1.
2. Воспитатель:Раздаю детям подзорные трубы. Все готовы? Давайте посмотрим на картину. Дети по очереди называют объекты, задаю уточняющие вопросы:
- какая собака?
- какие щенки?
- какой двор?
- как ещё можно назвать миску?
Дети должны назвать объекты «земля», «небо». Педагог может уточнять, где находятся объекты: в центре, в верхнем – нижнем правом углу, в верхнем – нижнем левом углу. Все найденные объекты располагаем на магнитной доске. Дети еще раз называю их.
Молодцы, мы хорошо поработали.
3. Пока дети отвлеклись, на экране появилась картина с «кляксой».Слайд №2
Воспитатель:Что случилось? Что натворила Клякса? Кто пропал?
Дети описывают пропавшего щенка.
Воспитатель:Что же нам делать? (Предложения детей).Давайте позовём Волшебников! Нужно всем вместе закрыть глаза и сказать волшебные слова: гуры – туры – фыр!.
На экране появляются изображения Волшебников. Слайд №3
Воспитатель: называют их имена (Объединяй, Дели, Хорошо – плохо, Я слышу, Я чувствую запах.)
Дети рассказывают Волшебникам о своей беде.
4. Воспитатель:объясняет, что Волшебники знают, возле какого объекта в группе Клякса спрятала щенка. Но прямо сказать не могут, побаиваются Кляксу. Проводится игра «Да-нетка». Примерная последовательность детских вопросов, на которые воспитатель должен ответить «да» или «нет» :
- это сделано руками человека? (да)
- это сделано из дерева? (да)
- это живой объект? (нет)
- этот объект большой (да)
- это шкаф (да)
Дети. описывают объект по выясненным признакам. (Щенок был за деревянным большим шкафом). Картина «Собака со щенками» появляется на экране. Слайд 4
5. Психологическая разгрузка (физкультминутка)Слайд 5
На дворе рычит Барбос. (ходим по кругу)
- Рр! Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжих ос. (рукой машем)
- Рр! Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос? (ходим на четвереньках)
- Рр! Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его нос. (закрываем руками нос)
- Рр! Рр! Рр! Рр! Гав!
6. Воспитатель: Кляксы на щенке нет, зато все Волшебники исчезли. Слайд №4
Рядом – письмо: «Ха – ха – ха! Мне не нужен был щенок! Я всегда мечтала избавиться от Волшебников, вот и обманула вас! Теперь вы их увидите, когда выполните все задания! Клякса».
Воспитатель:Давайте выполним задания в конверте, чтобы спасти волшебников.
Я читаю первое задание: чтобы спасти Волшебницу «Объединяй», надо объяснить, почему она объединила следующие объекты:
- собаку, траву, небо (природный мир)
- дом, будку, миску (рукотворный мир)
- виноград, щенков (живая природа)
- небо, землю (неживая природа)
Волшебница «Объединяй» освобождается от кляксы (появляется на экране) Слайд №6
7. Воспитатель:Чтобы помочь Волшебнице «Дели», нам нужно разделить целое на части:
- дом (крыша, стены, дверь, окно, труба, двор).
Волшебница спасена. Слайд №7
8. Воспитатель:Помочь Волшебницам «Хорошо – плохо» мы можем, ответив на вопросы:
Дети.
- Собака в доме хорошо? Почему? – друг, защитник, играть, гулять можно с собакой.
- Собака в доме плохо? Почему? – грязь, шерсть, лает, кусается, аллергия на шерсть.
Получилось Волшебниц спасли. Слайд №8
9. Воспитатель:Каких Волшебников теперь будем выручать?Слайд 9
Чтобы помочь Волшебнице «Я слышу», надо назвать объекты, которые издают звуки.
Дети высказывают предположения, начиная со слов «Я слышу, как… (идет дождь, лает собака, шумит лес и т. д.)
Волшебница освобождена. Слайд №10, Слайд 9
10. Воспитатель:Спасая Волшебника «Я чувствую запах», дети перечисляют те объекты на картине, которые пахнут. (Хлеб,трава,кость).
Все Волшебники спасены! Ура! Давайте вместе порадуемся. Слайд №11
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось рассматривать картину и выделять объекты? (ответы детей)
- А кому мы сегодня помогали? (ответы детей)
- А какое задание Вам показалось самым трудным? А какое легким?
Волшебники благодарят детей, хвалят за помощь.