Лучший педагог года

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у воспитанников старшего дошкольного возраста

Евгения Грачева
Коррекция нарушения слоговой структуры слова у воспитанников старшего дошкольного возраста

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием.

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития

Публикация «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

(Л. С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.

В связи с этим постановка проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи предполагает рассмотрение нормального онтогенеза. Трактовка термина «слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Это же явление отмечают в своих работах Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н. И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А. К. Марковой.

Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4-5 годам.

Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога (ка). Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов. К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т. е. появляются слова из двух разных слогов. А. К. Маркова выявила два направления усложнения произносимого слова – это переход от односложных слов к многосложным и переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами. В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А. К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление. Однако, по наблюдениям А. К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова : в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова :

1. Нарушение количества слогов :

Сокращение (пропуск) слога : «моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной : «пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

Перестановка слогов : «деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов : «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога :

Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

Вставки согласных в слог : «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов) : «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме. Затем составлялся индивидуально-перспективный план и, согласно ему, выстраивалась коррекционная работа.

Конкретный вид работы выбирался в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов велась и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т. д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

1. уточнение артикуляции сохранных звуков;

2. проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

• гласный + гласный (ау, уа, иа)

• согласный + гласный (ба-ба-ба)

• гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)

• гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)

• согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)

• гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)

• гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)

3. проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование слоговой структуры слова провожу в ходе общей коррекционной работы. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

Звукопроизношение

Работа над чётким и правильным произношением всех звуков; работаю над их дифференциацией. Автоматизирую в монологической речи. Учу различать гласные и согласные звуки, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие, давать характеристику звуку, объяснить, почему звук гласный или согласный.

Фонематический слух

Учу детей слышать заданные звуки в потоке других звуков, в слогах, словах, предложениях, определять их позицию. Продолжаю учить анализировать звуковые комплексы, одно-двух- трёхсложные слова, проводить полный звуко-слоговой анализ слов с открытыми, закрытыми слогами, со стечением согласных, анализировать по данному образцу целые предложения. Учу в данной последовательности повторять звуки, слоги.

Словарь

Работаю над накоплением и активизацией качественного, номинативного, предикативного словаря. Обогащаю словарь синонимов, антонимов. Учу различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Слоговая структура слова

Учу правильно, произносить 2х- и более сложные слова с открытыми и закрытыми слогами. Особое внимание уделяю многосложным словам и словам со стечением согласных. Учу делить слова на слоги, называть их по порядку и вразброс. Закрепляю умение правильно ставить словесное ударение (выделить голосом ударный слог).

Словообразование

Развиваю у детей словообразовательный навык, учу образовывать слова, формы слов и вводить их в речь.

• Существительные от множественного числа от единственного числа и наоборот.

• Прилагательные множественного числа от прилагательных единственного числа.

• Существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением.

• Относительные прилагательные.

• Образование сравнительных степеней качественных прилагательных.

• Префиксально-суффиксальных форм существительных и прилагательных.

• Образование разноприставочных глаголов.

Работа над фразой

1. Интонационное оформление фразы.

Учу детей интонационно правильно оформлять вопросительное, восклицательное и повествовательное предложение, понижая или повышая голос к концу высказывания. Учу ставить логическое ударение (выделить голосом важное по смыслу слово).

2. Грамматическое оформление фразы.

3. Построение фразы.

Простая распространённая фраза

— с однородным определением,

— сложносочинённые предложения с союзом «и, а»,

— сложноподчинённые предложения.

Монологическая речь

Закрепляю у детей навык монологической и диалогической речи. Учу самостоятельно, задавать вопросы, отвечать на вопросы развёрнутой фразой. Составлять описательные и описательно- сравнительные рассказы, рассказы по картинке малых сложных форм, по серии картинок, многоплановой картинке, пересказы, рассказы сказок. Рассказы с выходом за пределы изображённого. Рассказы из личного опыта по воображению.

Основной задачей логопедического воздействия на детей с ОНР является научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Литература:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7. Лопухина И. С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

8. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушения слоговой структуры слова у воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 18:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД