Заплаткина Валентина Леонидовна
ОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов с открытыми слогами на части»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Образовательная область: речевое развитие
Группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
Публикация «ОД по развитию речи „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте, Деление слов с открытыми слогами на части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• Учить определять количество слогов в слове.
Развивающие :
• Развивать фонематический слух;
• Развивать познавательный интерес и речь;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к речи;
• Вызвать эмоциональный отклик детей;
• Воспитывать умение слушать.
Ресурсы: презентация, картонный Петя, воздушные шарики, карточки (на каждого ребёнка, фишки, картинки, конверт.
Ход ОД:
I.Вводная часть
1. Орг. момент
2. Мотивация
В: Здравствуйте, ребята! (слайд 1)
Мы поговорим о том, что такое речь.
В: Ребята, кто мне может сказать, что такое речь (слайд 2)
Д: Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно.
В: Правильно. А зачем человеку нужна речь?
Д: Чтобы разговаривать, делиться своими мыслями, чувствами, передавать информацию и тд.
В: Правильно. Говорят, чтобы понять человека нужно послушать его речь. Если ваша речь будет красивой, грамотной, то люди сразу поймут, что вы воспитанный образованный человек. Есть такая фраза «кто владеет словом – тот владеет миром». Говорите красиво и правильно и тогда люди будут вас понимать и слушать.
В: Ребята, скажите, а человек может прожить без речи?
Д: Ответы детей.
В: Человек может прожить без речи, но ему будет очень трудно, не все смогут его понять. Ребята, к нам в гости пришёл мальчик Петя (показываю картонного Петю, он ученик первого класса, двоечник и драчун, который не хотел учиться читать и сказал, что ему будет легче прожить без речи (слайд 3). Услышала Красавица-Речь его слова, обиделась и забрала у Пети голос до тех пор, пока он не поймёт для чего нужна речь (слайд 4). А после ему нужно добраться до царства Красавицы-Речи и извиниться перед ней. Только так он получит свой голос обратно.
В: Ребята, вот Петя послушал вас и понял как важна речь, теперь он хочет добраться до царства Красавицы-Речи, но сам он не сможет туда попасть, ему нужна помощь. Ребята, мне стало жалко Петю! Вы согласны помочь ему?
Д: Да!
В: Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по тропинке красивых слов, чтобы добраться до царства Красавицы-Речи (слайд 5). По пути нам встретятся сложные задания. Вы готовы к трудностям?
Д: Да!
В: Тогда отправляемся в путь!
II.Основная часть
В: Посмотрите, что это лежит на тропинке?
Д: Шарик.
В: Правильно, внутри него что-то есть, наверно, это первое задание. Давайте лопнем шарик и достанем записку (хлопаю шарик, беру записку, читаю).
В: Морская волна высока и сильна (слайд 6). Как вы думаете, что я произнесла?
Д: Предложение.
В: Давайте вспомним, что такое предложение?
Д: Это несколько слов, связанных друг с другом.
В: Правильно. Давайте вместе повторим это предложение (повторяем). Ребята, найдите в этом предложении слова со звуком л.
Д: Волна и сильна.
В: Верно. В словах волна и сильна звук л где стоит?
Д: Звук л стоит в середине слова.
В: Правильно. Теперь негромко повторите эти два слова (повторяют). В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?
Д: Да.
В: В слове волна какой звук л вы слышите?
Д: Мы слышим твёрдый звук л.
В: Верно. А в слове сильна какой звук?
Д: В слове сильна мягкий звук ль.
Дидактическая игра «Услышь мягкий звук ль»
В: А сейчас, внимание, очень трудное задание. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши. Приготовились, начинаем: юла – Юля – кальмар – ладошка – лёгонькая – Любушка – голубушка – лямка – лампочка – дельфин – баловник – малыш – льдина.
(С детьми, которые ошибались или реагировали на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников, можно выполнить это задание ещё раз)
В: Молодцы. Все справились с заданием. Идём дальше.
Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне. Деление слов на слоги»
В: Ребята, я вижу конверт, наверно, это следующее задание (слайд 7). Ой, а куда он делся (слайд 8) Ребята, посмотрите вокруг себя, пощупайте стульчики может он где-то среди нас (дети находят конверт). Фух, нашёлся. Ну что, открываем?
Д: Да!
В: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я – вам, вы – мне».Мы будем считать не слова в предложении, а части слова. Для выполнения этого задания нам необходимо сесть за столы. Берём свои стульчики и садимся (дети садятся за столы).
В: Первое слово луна. Давайте разделим его на части-слоги. Можно это слово прохлопать в ладоши (прохлопываем). Сколько раз вы хлопнули в ладоши?
Д: Мы хлопнули два раза.
В: Почему?
Д: Потому, что в этом слове 2 части-слога
В: Правильно. Перед вами лежат карточки и фишки, выложите на карточку столько фишек, сколько в слове частей-слогов (выполняют).
В: Сколько кружков вы выложили?
Д: Мы выложили два кружка.
В: Почему?
Д: Потому что в слове луна две части – слога.
В: Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете говорить, что на них изображено. Что изображено на картинке? (показываю картинку жука)
Д: Жук.
В: Давайте поделим это слово на части-слоги с помощью хлопков (хлопаем). Сколько раз мы хлопнули?
Д: Один.
В: Почему?
Д: Потому что в слове жук одна часть – слог.
В: Выложите на карточку столько фишек, сколько в слове частей-слогов (выполняют).
Следующие слова делятся аналогично : лиса, рак, роза, ваза, гуси, коты, мыши.
В: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Давайте вернёмся на тропинку. Берём стульчики и возвращаемся на свои места.
В: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть (слайд 9).
Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
(Дети усаживаются на стульчики)
В: Дети, посмотрите, мы оказались на лугу шалостей (слайд 10). Давайте немного пошалим! Это и будет нашим следующим заданием. Я буду называть слово, а вы будете его дополнять неправильным словом. Но повторяться нельзя.
На этом лугу
В тесном кругу
Живут неваляшки,
Кроты и барашки,
Прекрасные феи
И сны морфея.
Там кошки квакают,
лягушки рычат,
медведи….(стрекочут,
мыши….(воют,
рыбы (поют,
тигры (шуршат,
волки (гогочут,
вороны (кукуют,
собаки (хрюкают).
(Если останется время выполняем ещё одно задание:
Дидактическая игра «Услышь гласный звук …»
В: Хлопните,если услышите гласный звук «о» среди других гласных: а, у, ы, о, у, а, о, ы, и.
Также можно использовать любой другой звук. (слайд 11)
В: Вот мы и выполнили все задания. Перед нами замок Красавицы-Речи (слайд 12, а вот и сама хозяйка замка (слайд 13). Ребята, мы совсем забыли о том, что Петя не может говорить, как же он извинится?
Д: Предложения детей.
В: Ребята,для глухонемых людей был изобретён жестовый язык. Эти люди общаются с помощью жестов и мимики. Давайте поздороваемся на языке жестов? (показываю, дети повторяют). А теперь поможем Пете извиниться. Давайте на языке жестов скажем: «Извините, пожалуйста» (показываю, дети повторяют).
В: Красавица-Речь простила Петю.
Петя: Ребята, спасибо вам за помощь, я вам очень благодарен. Красавица-Речь, теперь я знаю, что жить без тебя трудно, я обязательно научусь читать, буду любить речь и ценить её.
В: Петя, ребята, давайте поблагодарим Красавицу-Речь на языке жестов. А теперь скажем до свидания! (показываю, дети повторяют)
IV.Заключительная часть
Цель: подвести итог.
В: Вот мы и в садике, какое хорошее дело мы сделали! (слайд14)
В: Ребята, чему вы сегодня учились?
Д: Любить речь; делить слова на слоги; различать мягкий и твёрдый звук л.
В: Правильно. Ребята, посмотрите, я нашла подарок. Ой, это от Пети. Он подарил вам надувные шарики.
В: Нам пора прощаться. Давайте встанем и попрощаемся на языке жестов. До свидания!