Маргарита Филина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух — невидимка
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Образовательная область «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
Активизировать речевую деятельность.
Закреплять и расширять словарный запас детей.
Воспитывать культуру общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование: коробка, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, листы бумаги, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, камень, пуговица, песок, гвоздь, мыльные пузыри, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, ванилин, кофе, салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, свисток, аудиозапись.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Приветствие:
Здравствуй небо – руки вверх
Здравствуй солнце – руками над головой описать круг
Здравствуй земля – руки опустить вниз
Здравствуй планета Земля – большой круг над головой
Здравствуй наша большая семья – все берутся за руки и поднимают вверх.
Организация проблемной ситуации.
Подняв руки вверх дети замечают под потолком воздушный шар к которому прикреплена коробочка с письмом с боку. Обращают внимание воспитателя на шар.
Девчонки! Внимание!
Мальчишки! Внимание!
Вас ждут увлекательные испытания!
Дети (тянут за веревочку шар вниз рассматривают коробочку) Пусто. Странно. Пустая коробка? а вот тут ещё и конверт какой – то есть.
(На боковой стороне посылки приклеен конверт, берут конверт, шар отпускают)
его надо открыть и прочитать, что же там написано?
Читает воспитатель
1. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!
2. Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это?
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали. Да, ребята - это воздух.
Чем мы дышим (ответ детей- воздухом) и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Дети - Лаборатория.
Воспитатель: какие правила надо соблюдать в лаборатории?
Дети: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию», а мы станем юными учеными. Дети считают до 5.
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают фартуки). Итак, начинаем.
Основная часть
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) Воспитатель: А почему?
(ответы детей – потому, что он не видимый)
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?
Опыт №1 «Поймай воздух»
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз.
Я предлагаю поймать его с помощью пакетов, мы наберем в пакет воздух и закрутим его (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Что произошло с пакетом? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, надулся, стал выпуклым, упругим. Что в пакетах находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух)
А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. А теперь сравним воздух с непрозрачным предметом, который лежит у вас на столе (лист бумаги). Возьмем лист бумаги и посмотрим сквозь него, что увидели? Ничего, потому, что он не прозрачный. А через воздух видно все. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.
Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный»
Опыт № 2. «Увидим воздух»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Ответы детей) Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх? (Ответы детей). Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. В каком органе мы держим внутри себя воздух? (Легкие). Но как он к вам попадает? (Через нос и рот). Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко (медленный вдох-выдох на 4 сек). Подыши одной ноздрей, Подыши другой ноздрей – И к тебе придет покой
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
Воспитатель: Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет)
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица, песок). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на емкость с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают, пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные) Они наполнены мылом? (нет, воздухом). Правильно, из тоненькой мыльной пленки состоит оболочка мыльного пузыря. Такая пленка в сотни раз тоньше человеческого волоса. Так сильно растягиваться пленку заставляет поток выдыхаемого воздуха.
Предлагаю поиграть с мыльными пузырями.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь».
Опыт № 3. «Слышим воздух»
Воспитатель (дует в свисток): Что вы слышите? (Ответы детей) Издаваемый свист – это звук воздуха. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «п», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит). Значит, мы научились управлять воздухом, а точнее его силой (громкостью) с помощью легких и тональностью (мы можем издавать различные звуки) с помощью горла. Итак, ставим новую карточку-обозначение «Воздухом можно управлять».
С помощью какого органа мы можем это проверить (слышать? (С помощью уха). А как в природе мы слышим воздух? (Ответы детей) Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха – свист, вой, шелест листвы (ставится аудиозапись «Звуки природы»). Итак, ставим новую карточку-обозначение «Воздух можно услышать» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Игра «Кому нужен воздух?»
Воспитатель: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.
Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом, и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу, называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
Опыт № 4. «Узнай по запаху»
Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха». Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Предлагаю еще одну пигру. «Узнай по запаху». Каждому из вас предлагаю ощутить ароматы (детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху содержимое емкости, апельсин, лук, лимон, чеснок, кофе, ванилин). Вы замечательно справились. Ставим следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи»
Заключительная часть, Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза хлопнем 5 раз и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
Воспитатель: Вот мы и в саду. Молодцы, ребята, такие наблюдательные, активные и умные. Хорошо поработали! У меня для вас сюрприз, отгадайте загадку:
У меня сегодня праздник,
Рядышком дружок - проказник.
Разрисован он красиво,
В небо рвётся торопливо.
Крепко я его держу,
К пальцу ниткой привяжу,
Если ниточку порвать,
Друг мой сможет полетать.
Другом очень дорожу,
Нитку крепко я держу.
Воздушные шарики.
Воспитатель: Ребята, чем наполнены шарики? (пустые) А чем вы их наполните? (воздухом) Молодцы!
Мне было приятно с вами работать.