МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность»

Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа.

Тема: Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность.

Цели:

1) Учить определять свойства снега, учить делать простые выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментирования; развивать логическое мышление.

2) Познакомить детей с различным состоянием снега.

3) Развивать диалогическую речь, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Материал: Использование интерактивной доски, мультфильм «Лунтик», тарелочки на каждого ребенка, бумажные полотенца, салфетки, банка, тазик со снегом, ведерко с талым снегом.

Предварительная работа: Наблюдение за снегом на прогулке, заучивание стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок.

Методы и приёмы - словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.

Краткая аннотация к работе. Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о свойствах снега. Дети в процессе экспериментирования закрепляют и узнают новые свойства снега. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Все цели реализуются через экспериментирование.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

-Ребята вы любите мультики? Какие мультики вы знаете?

(Фиксики, Шрек, Маша и медведь, Лунтик)

-Знаете, где живет Лунтик? (на луне).

-А как вы думаете, на Луне есть снег? (нет)

-Лунтик хочет узнать, что такое снег и показать своим друзьям на Луне?

-А хотите ему помочь?

- Хотим.

-Сможете?

- Да.

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о снеге, уточнить представления о свойствах снега.

-Ребята, что такое снег? (снег-это много снежинок)

-Какой бывает снег? (холодный, скрипучий, блестящий, белый, пушистый, липкий, мокрый)

-Какого цвета снег? (Белого)

-Что можно лепить из снега? (снеговика, разные фигуры, строить снежные горки).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию для определения свойств снега;

-Но я хочу своим друзьям не только рассказать, но и показать, что такое снег.

-Ребята как мы можем помочь Лунтику? (высказывание детей)

- Ребята вы смогли помочь Лунтику?

-Нет

- Почему не смогли?

- Потому что мы не знаем, как Лунтик довезет снег до другой планеты.

-Ребята, когда мы что - то не знаем, что мы делаем?

- Можно спросить у взрослого, посмотреть по телевизору, посмотреть в книгах.

-Ребята я думаю, что мы не все свойства снега сегодня вспомнили. Сегодня узнаем еще какие-то другие свойства снега. Мы будем рассказывать и показывать Лунтику, какие еще свойства имеет снег.

4. Открытие новых знаний.

Дидактические задачи:

Вовлекать детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, закрепить способ действий «если что – то не знаю, то спрошу у того, кто знает», организовать познавательную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного открытия новых знаний, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом экспериментирования.

Я вас приглашаю в лабораторию.

-Посмотрите, что у меня здесь в тазике? (Снег)

-Снег какой? (Белый)

-Как мы это определили, что он белый?

-Мы посмотрели глазами и увидели, какого цвета снег?

-Подойдите и положите ручки на снег.

-Снег какой? (Холодный)

-Как мы это определили?

- Мы потрогали, пощупали и определили на ощупь.

Вывод: Снег холодный.

-Давайте попробуем из нашего снега слепить снежные комочки.

-Снег, значит, у нас какой бывает?

-Липкий, поэтому мы и смогли слепить снежные комочки.

Вывод: Снег бывает липкий.

-Что мы можем еще слепить из липкого снега?

-Снеговика, фигурки разных животных, фигурки людей.

-А теперь посмотрите на свои руки, какие они у вас стали?

-Холодные, мокрые, красные.

- Почему мокрые? Мокрые от чего бывают? (От воды)

-Но у нас же не было воды, откуда она появилась?

- Это растаял снег.

- Почему он растаял? Он на улице же не тает.

-Потому, что у нас тепло в группе и у нас руки тоже теплые.

- Значит, снег тает у нас от тепла.

-А какие еще у нас руки? (красные).

-Почему у нас руки покраснели?

-Потому что снег холодный и руки тоже стали холодными, а руки от холода краснеют.

Вывод: Снег от тепла тает.

-Теперь возьмите тарелочки, давайте положим на эти тарелочки снег и поставим их на батарею.

-Ребята, а вот в этом ведерке, что мы вчера занесли с прогулки? (Занесли снег)

-Хотите узнать, что случилось со снегом?

-Да

-Показываю.

-Что видим в ведерке? (воду)

-Откуда вода, там же был снег? (Снег превратился в воду)

-А почему снег превратился в воду?

-Снег в тепле тает.

-Смотрите, он превратился в воду, а теперь перельем воду в баночку.

-Посмотрите, какая у нас вода?

-Грязная.

-Что в ней плавает?

-Пылинки, волосики, земля грязная.

-Что мы можем сказать, что на улице снег не всегда бывает чистым, он бывает грязным, в нем много микробов. Поэтому ребята снег нельзя брать в рот.

Вывод: Снег на улице грязный.

-А чтобы не забыть мы обозначим это таким знаком (карточка – изображение микроба)

-Почему еще нельзя есть снег?

-Он холодный и поэтому, можно заболеть.

-Какой значок можно подобрать к этому свойству (дети сами подбирают условное обозначение, что снег холодный)

-Давайте мы еще раз убедимся, что снег в тепле тает.

-Куда мы ставили тарелочки?

-В теплое место.

-Пойдемте, посмотрим, что же произошло с нашим снегом.

-Он растаял и превратился в воду.

-Каким значком можно обозначить это свойство снега (дети сами подбирают условное обозначение и выбирают одно).

Физкультминутка

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет он снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, нос морковкой и метла.

Но солнце припечет слегка,

Увы, и нет снеговика.

Дети выполняют имитационные движения по тексту.

5. Включение нового знания (актуализация знаний)

Дидактические задачи: Закрепить с детьми свойства снега и умение обозначать их условными значками.

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. Вы получаете все карточки, с разными условными обозначениями. ( Карточки: снежинка, капелька, термометр, микроб, снеговик, стрелочки)

–Задание, составить схему из условных изображений о свойствах снега. Работать будете подгруппами. Подходите к столу и берете карточки ( карточки двух цветов: синий и белый).

-У кого карточки белого цвета - первая подгруппа, у кого синего цвета- вторая подгруппа)

В центре схемы карточка с условным изображением «снег»

-Дальше ставите стрелочки и обозначаете условными обозначениями свойства снега, которые вы знаете. (Дети составляют схемы у себя на столах в подгруппах.)

- А сейчас посмотрим, какие схемы вы составили. (Дети рассматривают схемы другой подгруппы).

А когда у нас бывает снег?

-Зимой.

-А как вы думаете, полезен ли снег? (Снег укрывает деревья от мороза, зеленую траву, всходы пшеницы и ржи, которые взошли осенью, под снегом им тепло).

-Чем вам нравится снег?

Можно поваляться на снегу. Можно играть в снежки, лепить разные снежные фигуры, строить горки, кататься с них. Интересно оставлять следы на снегу.

-Правильно, на снегу можно оставлять следы.

-А из чего состоит снег?

-Из снежинок.

Эти снежинки потом тают и превращаются в воду.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

- Кому мы сегодня помогали?

-Как вы думаете, удалось ли нам ему помочь?

-Почему удалось? (мы узнали, о свойствах снега и рассказали о них Лунтику)

-Как вы думаете, Лунтик узнал, что такое снег?

-Кому он может еще рассказать про снег.

-Своим друзьям.

-Ну, что Лунтик, ты теперь понял, что вокруг нас белое - это снег.

-Ребята, но Лунтик хотел своим друзьям не только рассказать про снег, но и увезти на Луну и показать.

-А в чем он повезти снег? (в ведре, в тазике, в баночке).

- Ребята, а пока Лунтик долетит до Луны, ведь снег растает.

-Какой выход можем предложить Лунтику. (Лунтик может в них положить снег и повезти его в маленьком холодильнике.)

-И тогда Лунтик может и показать, и рассказать своим друзья о снеге.

Использованная литература.

В образовательной ситуации использованы материалы пособий:

* Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет»;

* Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;

* И,А. Лыкова, В. А. Шипунова. Опасные предметы, существа и явления.

Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе» Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время» Образовательная область: познание. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема: «Часы и время». Основные цели: формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Музыкально-ритмическая и игровая деятельность «Веселый барабан» Образовательная область: интеграция образовательных областей художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет «Зуб Неболей-ка» Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Птичий домик» Основная цель: расширение.

Презентация «Развитие детей с признаками интеллектуальной одаренности через познавательно — экспериментальную деятельность» Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. А. Бебель В группе ДОУ может оказаться ребенок, который.

Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Ветер — невидимка» Экологическое воспитание дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность по теме «Ветер – невидимка» Автор: Быкова Наталья Александровна,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно — экспериментальную деятельность МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» Экспериментальная деятельность Мастер - класс на тему «Развитие познавательной.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Знакомство со свойством снега» Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе. «Знакомство со свойствами снега» Провела воспитатель ГБОУ № 508 школы, детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 14:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД