Получи документы

Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Галанина
Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста

Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Группа «Маленький финансист.

Пояснительная записка.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Публикация «Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность темы «Финансовая грамотность» очевидна и для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность дошкольников младшего и среднего возраста основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об источниках денег, профессиях родителей и других людей.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности для средних и старших дошкольников рекомендуется использовать не только традиционные игровые методы работы: сюжетно –ролевые игры-банк, магазин, парикмахерская, но и беседы, чтение, экскурсии наблюдения и др.). Но также и современные методы- ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Цель программы – помочь детям старшего возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

•понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

•уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

•осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

•рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

•применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Планируемый результат.

В результате занятий дети:

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы.

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши,

краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно

Занятия включают:

1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

3. Организация настольных игр (лото «Магазин, «Кафе», «Кому, что нужно»)

4. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»)

Календарно – тематическое планирование

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Деньги России и мира.

Тема 4. Кто как зарабатывает. Профессии

Тема 5. Покупаем, продаем

Тема 6. Тратим разумно, экономим.

1 тема. Труд – основа жизни. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности.

Работать и зарабатывать. Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).

Беседа «Профессии родителей.»

Сюжетно-ролевая игра «Профессии»

фотовыставка» Профессии родителей»

Викторина «Угадай профессию»

Беседа "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Как придумали деньги.

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

Какие бывают деньги

Виды денег (монеты, банкноты).

Деньги России и деньги мира (презентация)

Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

Как выглядят деньги и откуда берутся (Беседа, исследование, чтение)

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» -лэпбук

Сказка «Трудовые деньги».

Рассказ «Отец и сын»

Тема 3. «Деньги России и мира»

Какие деньги были раньше в России

Виды денег России и других стран в древности (Деньга и копейка, грош,алтын.) Беседа, рассказ, демонстрация.

Современные деньги России и мира

Виды денег России и других стран (Банки, пластиковые карты, наличные, безналичные)

Презентация «Современные деньги России и мира»

Тема 4. "Кто как зарабатывает. Профессии".

Какие профессии бывают? Расширяем представления детей о профессиях Беседа, игра «Кому, что нужно?», набор картинок «Профессии»

Все профессии нужны, все профессии важны! Формируем правильное отношение к разным профессиям.

Дидактическая игра «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?

Кто по профессии родители (Закрепляем знания детей о том, кем работают родители и какими инструментами они пользуются в работе)

Игра «Угадай какая профессия у человека?»

Тема 5. «Покупаем, продаем»

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки

Игра «Где что купить?», обсуждение.

Игра «Мы идем за покупками»

Где покупают и продают разные товары? ( Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры)

Сюжетно-ролевые игры Магазин, Кафе, Банк, Парикмахерская.

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? (Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность)

Сюжетно ролевая игра "Рекламируем собственные поделки"

Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»( Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.)

Тема 6. «Тратим разумно, экономим»

Почему нужно тратить деньги бережливо (Учимся тратить деньги грамотно) Деньги зарабатываются трудом-их ограниченное количество. (Рассказ)

Игра «Деньги получили- ерунды накупили»

Решение ситуационной задачи. Стимулируем познавательный интерес детей к значению слов «копить», «сберегать», «экономить».

Сюжетно-ролевые игры "Магазин, Кафе".

Тратим разумно, экономим. (Формируем бережное отношение к вещам и жизни)

Викторина «Разумные траты сказочных героев»

Мини-спектакль «Муха-Цокотуха»

Взаимодействие с семьями

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

Кто и как зарабатывает деньги в семье.

Как формируется семейный бюджет.

Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» :

Азбука денег тетушки Совы– Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум» : Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возрастаКартотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода).

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет» Цель: формирование у детей понятия «семейный бюджет» и его основных источников. Задачи: дать представление детям о том, из чего складывается.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Квест-игра по финансово-экономической грамотности «Кладоискатели»Квест-игра по финансово-экономической грамотности «Кладоискатели» 09 декабря в подготовительной к школе группе в рамках дополнительного образования «Финансово-экономическая грамотность» была организована.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 23:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД