Получи документы

Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Элина Агапова
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание форм психологического сопровождения

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса : детьми, педагогами, взрослыми. Взаимодействие с детьми происходит в форме групповых развивающих занятий (1 раз в неделю) и индивидуальной коррекционной работы (по запросу). Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиНом в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а также цели занятия. При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

Публикация «Программа „Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.

Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации). также осуществляется согласно плану педагога-психолога, либо по запросу.

2.2. Психологическая диагностика

Организация психологической диагностики в ДОУ регламентирована ФГОС ДО следующим образом. Проводится с согласия родителя, направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированно коррекции развития ребенка.

Специфика раннего возраста не позволяет считать результаты психодиагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое психологическое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

В группах раннего возраста психодиагностика проводится с помощью следующих методик и анкет:

1. «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ», (Адаптационные карты, автор А. Остроухова;

2. «Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей», автор Н. В. Верещагина.

2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ»

С целью определения поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации проводится методика А. Остроуховой «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ».

С помощью адаптационных карт оцениваются следующие поведенческие реакции:

-эмоциональное состояние ребенка;

-социальные контакты ребенка;

-сон ребенка;

-аппетит ребенка.

Каждая поведенческая реакция оценивается от +3 до -3. Степень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). Выделяют легкую, среднюю, усложненную адаптации и дезадаптацию. Воспитанники с усложненной адаптацией и дезадаптацией относятся к группе риска.

.Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации

Легкая до 5 дн. - 1 нед. +12…+8 А-1 и П-1 высокий

А-1 и П-2 высокий

Средняя до 15 дн. - 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 средний

А-2 и П-2 средний

Усложненная до 25 дн. -5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 сложный

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 дезадапт.

А-4 и П-4 дезадапт.

2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей

Цель методики: определить основную тенденцию в развитии ребенка 2—3 лет, особенно в ситуации без речевого контакта.

Результат методики: определение основного характера нарушенного развития:

-менее 1,7 балла — выраженное несоответствие возрастным нормативам (задержка психоречевого развития вероятна);

-от 1,71 до 2,3 балла — незначительное несоответствие возрастным нормативам (задержка речевого развития вероятна);

-более 2,31 балла — индивидуальные особенности ребенка (нормативные варианты в границах возрастного психоречевого развития).

Допускается участие ребенка от 1 года 10 месяцев, но не старше 3 лет.

Принципиальные отличия от существующих методик обследования речи детей в возрасте от 2 до 3 лет : учет индивидуальных психофизиологических особенностей, оценка двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

2.3. Коррекционно-развивающее направление

Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год — с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателем, организует предметную деятельность дошкольников. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться в течение всего года обучения, занятия проводятся на протяжении всего учебного года.

Занятия по данной программе строятся в интересной и необычной для детей форме - игротренинга.

Игротренинг - это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.

Две составляющие данной формы — «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развить свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.

Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.

Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению.

Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.

С самого начала педагогом-психологом предлагается определенная структура такого занятия, к которой дети постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия. (Упражнение «С добрым утром!»).

2. Разминка. (загадки, рассматривание предмета) .

3. Основное содержание занятия (данные виды работы варьируются в каждом занятии) :

-игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением (4—5 минут);

-пальчиковая гимнастика (2—3 минуты);

-игры с предметами (1—2 минуты);

-разыгрывание этюдов (2—3 минуты);

-релаксационные упражнения (2—3 минуты).

4. Итог занятия. (Упражнение «До свидания!» — 10 секунд).

Занятия проводятся согласно тематическому планированию занятий педагога-психолога.

2.4. Консультирование

Цель психологического консультирования : оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации программы.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционнопрофилактического и информационного характера.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Задачи:

• ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;

• своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;

• предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ТНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;

• составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей образования и общения для педагогов и родителей;

• составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в семье.

Направление и содержание консультирования

№ п/п Проблема Содержание психологической помощи

1 Консультирование по проблемам раннего развития детей Организация развивающих занятий с детьми, предметно-развивающей среды в семье. Организация игрового общения с детьми. Организация художественно-творческой деятельности ребёнка в семье. Интеллектуальное развитие ребёнка в семье. Проявления склонностей, способностей и одарённости. Особенности организации предметного пространства и взаимодействия с одарённым ребёнком, создание безопасной психологической базы, преодоление трудностей во взаимодействиях с окружающими. Проявление кризиса 3-х лет.

2 Консультирование по проблемам адаптации/ дезадаптации детей Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребёнка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушение норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к 22 общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником

3 Консультирование по проблемам детско-родительских Учёт особенностей дошкольного возраста в организации взаимодействия с детьми: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. д. Определение оптимальных взаимоотношений требований к ребёнку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учёт типа темперамента ребёнка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами.

4 Консультирование по проблемам трудности в обучении Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, рассуждений. Приёмы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учёт детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности.

5 Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе. Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приёмы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приёмы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.

6 Консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к обучению в школе Формирование компонентов готовности к школе. Проявление кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребёнком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребёнком в период адаптации к школьному обучению.

2.5. Психологическая профилактика

Цель психопрофилактики : предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи психопрофилактики :

• осуществлять психопрофилактическую работу с учетом особенностей детей раннего возраста;

• осуществлять превентивные мероприятия по предупреждению возникновения социальной дезадаптации через комплексные программы;

• разрабатывать методические рекомендации для воспитателей, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах развития детей;

• разрабатывать методические рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.

Педагог-психолог проводит мероприятия по психологической профилактике согласно годовому плану работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.

2.6. Психологическое просвещение

Цель психопросвещения : создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, круглые столы, семинары, психологические тренинги и т. д.

Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе педагога-психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

Педагог-психолог разрабатывает информационно-наглядный материал (памятки, буклеты и др.) для родителей и педагогв по вопросам развития ребенка раннего возраста согласно плану психологического просвещения (ранний возраст) на 2022-2023 учебный год

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 15:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД