Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»

Надежда Евланова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи : дифференциация звуков С-Ц

Подготовила и провела: воспитатель

Евланова Н. Л.

Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки С и Ц на слух и в произношении.

Задачи:

• уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]“» размещена в разделах

• закреплять навыки звукового анализа слов.

развивать мелкую и общую моторику;

развивать фонематическое восприятие;

развивать внимание, память, мышление.

• воспитывать самоконтроль за речью;

• воспитывать интерес к занятиям;

• воспитывать чувства товарищества, доброжелательности.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, перед тем, как мы начнём наше занятие, проведём артикуляционную гимнастику.

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

Воспитатель:- Отгадайте загадку.

1) Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

Воспитатель: - С какого звука начинается слово «слон»? (с)

- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

- Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

Воспитатель: - А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

- С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

- На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

- Давайте все пострекочем, как кузнечики.

- Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, с какими звуками мы будем с вами работать (звуки С и Ц).

- Кто даст характеристику звуку С? (Согласный, глухой, твёрдый, может быть мягким)

- А теперь характеристику звуку Ц? (Согласный, глухой, всегда твёрдый)

- Сравните артикуляции этих звуков. (При звуке С- кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная. При звуке Ц- язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная.)

Дифференциация звуков в слогах.

- Сейчас я буду говорить слоги, а вы будете повторять их за мной.

са – ца – са

со – цо – со

цу – су – цу

цы – сы – цы ац – ас – ац

ос – оц – ос

уц – ус – уц

ыс – ыц – ыс

Дифференциация звуков в словах.

- Ребята, я буду говорить цепочку из слов, а вам нужно будет отыскать слово на звуки Ц и С. Называет слова, в которых надо найти звук Ц (Восп. Начнём с первого столбика, в нём мы ищем и обводим все слова, начинающиеся на звук Ц.)

(Затем на звук С)

Ц

сок – цена – сосна

цветок – сабля – собор

сова – сон – царь

цемент – сор – садик и т. д. С

цок – сок – цена

суп – цапля – цепь

сом – цена - цифра

цветы – Света – цель и т. д.

Физминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают.

Дифференциация звуков в предложениях.

- Ребята, сейчас вам нужно будет выполнить еще одно задание. Я буду читать предложение, в котором последнее слово, потерялось.

Ваша задача, внимательно слушать и подумать, что же это за слово.

В этих словах обязательно есть звук С или Ц. Вы придумаете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои… чудеса.

На болоте живёт длинноногая… цапля.

На лужайке прыгают длинноухие… зайцы.

У машины четыре… колеса.

Воспитатель: - Молодцы ребята!

- Ребята, а какими буквами обозначаются звуки С и Ц? (показ символа)

Правильно это буквы С и Ц.

Итог занятия.

- Ребята, с какими звуками мы с вами сегодня работали?

- Дайте им характеристику.

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Все большие молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»
Опубликовано: 10 октября 2023 в 21:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД